МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Возвращение Марии Клеов

 

Всему вокруг отмерян срок жизни. Счет ее дней неумолим. Вот и произведения живописи в своей молодости источают пьянящий аромат свежих красок. Века проходят, пока они теряют тона, покрываются тончайшей сеточкой "благородных морщин" –– трещинками. Многим, очень многим "благородные седины" картин по душе. Но только не оголяющиеся участки полотен. В этом случае люди редкой профессии –– реставраторы –– берутся за инструменты, чтобы вернуть произведениям искусства молодость. В эти дни бархатного сезона Севастопольская художественная реставрационная мастерская отмечает десятилетие со дня создания. Юбилею посвящена выставка работ, которым мастера на новые века вперед подарили вторую жизнь.

Небольшой коллектив мастерской плодотворно сотрудничает почти со всеми музеями города, в первую очередь—с Художественным, носящим имя М.П. Крошицкого. Здесь реставраторам и предоставили уютный зал для размещения экспонатов.
—В эти дни Севастопольской художественной реставрационной мастерской исполнилось десять лет,—сказала ее директор Марина Ваулина.—В течение всех этих лет наш небольшой коллектив напряженно работал, что дало нам право впервые, тем более в честь юбилея, отчитаться о достигнутом в своем деле.
Реставраторы обратились к своим деловым партнерам с просьбой предоставить для показа обновленные работы. Они разнообразны—это произведения живописи, предметы декоративно – прикладного искусства, образцы мебели из Художественного музея им. М.П. Крошицкого, Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, Ялтинского дома – музея А.П. Чехова и частных коллекций. Все, к кому юбиляры обращались с просьбой помочь в оформлении экспозиции, откликнулись на нее. Никто не отказал.
Прежде чем "лечить" красочное полотно или предмет старины, реставраторы их фотографировали. На "Мадонну" кисти флорентийского художника ХIХ в. больно было смотреть. Красочный слой на отдельных участках полотна осыпался до белого грунта. Но, как говорят в таких случаях, глаза боятся, а руки делают. Взгляните на "Мадонну" сейчас—и вам обязательно покажется, что за талантливейшим флорентийцем дверь закрылась только что.
Художников много, очень много. И каждому присущ только ему принадлежащий почерк. Очень важно разгадать и повторить его. Сравниваешь по фотоснимкам уцелевшие детали работ ярких индивидуальностей и восстановленные—и не находишь отличий. С впечатляющей точностью повторены манеры письма голландца Баренда Куккука ("Дорога среди холмов"), еще одного европейца—Г. Хэлла ("Пейзаж с женской фигурой"), близкого севастопольцам Франца Рубо ("Атакующий солдат").
Имена авторов некоторых произведений стерло время, но удалось сберечь их оригинальный голос в искусстве. Произошло настоящее рукотворное обновление икон с молитвой, к которым обращаются прихожане Свято – Никольского храма – памятника на Северной стороне, Свято – Климентовского монастыря. Кстати, изображение Спаса Нерукотворного—самое старое из произведений искусства, представленных на выставке. Эта икона написана на фреске во второй половине ХVIII века.
На церемонии открытия необычной выставки называли еще одну цель ее проведения. Организаторы вернисажа пожелали рассказать о профессиональной реставрации, о самих мастерах. Если о мастерах – реставраторах—то это прежде всего о Татьяне Рыжовой.
Татьяна Владимировна занимается полюбившимся делом 35 лет. И все это время неустанно учится, совершенствуется в своем занятии. Это не ремесло, считает она, а наука—трудная, но очень интересная. Через ее руки прошло очень много произведений, но, общаясь с журналистами, она назвала старинный портрет, как оказалось, некой Марин – Клеон фон Рост, датированный 1802 годом. С наслоениями клея, краски он был в таком состоянии, что одолевало сомнение: надо ли на него время тратить? Когда же избавились от следов, оставленных кустарями, взору по сантиметру открылся подлинный шедевр. Он, кстати, помещен на обложке выпущенного к открытию выставки каталога.
С юбилеем и с выставкой коллектив художественной реставрационной мастерской приехала поприветствовать Марина Ардюкова—главный хранитель Ялтинского дома – музея А.П. Чехова. Она рассказала о полученных от американцев деньгах на реставрацию помнящей классика мебели. Покрытие, например, мемориальных кресла и стульчика – скамеечки износилось в клочья. После долгих поисков исполнителей ялтинцы пригласили севастопольских реставраторов. "И не ошиблись",—сказала Марина Владимировна. В середине текущего месяца в Ялту заглянул посол США. Он пришел в восторг от мастерства, которое продемонстрировали наши земляки. Справедливым будет сказать: прежде чем приступить к восстановлению ткани, реставраторы мастерской консультировались с коллегой из Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Натальей Проходой. Наталья Николаевна уже накопила солидный опыт возвращения тканям первозданного вида.
"Из прошлого в будущее"—название выставки. Как мы жили прежде без такой мастерской? Хорошо, что она уже есть. Ведь наши замечательные реставраторы своими руками наводят мосты между эпохами.
Источник: Газета "Слава Севастополя" №175 (23582) от 24 сентября 2011 года А. Калько