МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ


 
Профессия - реставратор.
 
Об интересной и уникальной профессии рассказывает наш собеседник - директор Севастопольской художественно-реставрационной мастерской Ваулина Марина Владимировна, частный предприниматель и организатор предприятия.
Марина Владимировна, скажите, что послужило толчком для создания столь необычного учреждения в вашем городе с таким редким видом деятельности?
Современный опыт и анализ показывают, что, например, и в Украине, и в России при крупных антикварных магазинах, частных фирмах и салонах уже работают профессиональные реставраторы и искусствоведы, а многим государственным музеям в большинстве своём отведена в этом вопросе только консультационная роль по ряду причин. Кроме того, в большинстве музеев (любого профиля) и в частности, у нас в Севастополе, нет в штате квалифицированных специалистов-реставраторов произведений искусства, а также отсутствуют реставрационные мастерские. Поэтому эти музеи не ведут реставрационных работ, а лишь обеспечивают сохранность экспонатов, что сводится к регулярному наблюдению произведений искусства в экспозиционных залах и хранилищах. Отсутствие реставраторов в большинстве государственных музеев связано во многом с тем, что подготовка специалистов, организация и оборудование мастерских, а также реставрационные материалы - всё очень дорого и экономически не выгодно для музеев. Наши музеи вынуждены обращаться в центральные специализированные государственные организации, которых единицы и поэтому очередь на реставрацию музейных экспонатов растягивается на долгие годы.
Как принято во многих странах мира, например: США, Англии, Канаде, Германии, Франции, Швейцарии, Дании, Польше и др.; музеи, которые не имеют штатных реставраторов или имеют ограниченные финансовые возможности, могут заключать контракты с частными реставраторами или кооперативными реставрационными мастерскими. Клиентуру таких реставраторов составляют, кроме музеев, коллекционеры (индивидуалы и корпорации), дилеры антиквариата, картинные галереи, аукционы и др. Многие реставраторы за рубежом занимаются частной практикой, испытывая на себе успехи и сложности любого коммерческого предприятия.
Кроме того, поразительно возрос интерес к собирательству за последние десятилетия. Мир коллекционирования быстро развивается и расширяется. Постоянно увеличивается число художественных творений, которым не просто необходимо реставрационное вмешательство из-за длительного, плохого хранения, но и произведения, испорченные непрофессиональной реставрацией, а также копии разного качества, подделки и фальсификации. Чтобы оградить себя от ошибок и сохранить свои сокровища, коллекционеры обращаются за помощью к опытным профессионалам: реставраторам-практикам и искусствоведам. Но таких специалистов мало, а появляются так называемые кустарные мастера, которые своим вмешательством только наносят вред памятникам искусства. Здесь не лишнее будет, наверное, напомнить, что в мировой практике профессия реставратора по той ответственности, которая возлагается на человека, «лечащего» памятник истории и культуры, приравнивается к профессии врача. Это чрезвычайно сложная и ответственная профессия, требующая широких знаний в различных областях науки, включая знания всемирной истории и истории искусства, а так же профессиональной этики. В ХХ столетии реставрация из простого ремесла превратилась в многогранную профессию, в которой традиции мастеров сочетаются с современными научными методами.
Такая непростая ситуация создала ряд объективных предпосылок для организации в 2001 году частной реставрационной мастерской в Севастополе, зарегистрированной по всем законодательным и юридическим нормам Украины.
Марина Владимировна, а кто работает в вашем коллективе?
В мастерской работают квалифицированные художники-реставраторы, имеющие аттестацию, специальное образование и большой опыт работы. Непосредственный руководитель реставрационной деятельности   -   Рыжова   Татьяна   Владимировна,   художник-реставратор   станковой   масляной живописи II категории, прошедшая обучение в реставрационных центрах Украины и России и имеющая большой многолетний музейный опыт работы. Рыжова Т.В. - Лауреат городского форума-фестиваля «Общественное признание», проходящего под девизом «Честь имею жить в Севастополе!» за 2005 год.
Образование в Севастополе частной художественно-реставрационной мастерской получило одобрение Национального научно-исследовательского реставрационного Центра Украины. Наши специалисты постоянно совершенствуют свои знания путём стажирования на базе Центра, обмена опытом с коллегами, участием в семинарах и научно-теоретических конференциях. В своей деятельности мы используем методики, разработанные в реставрационных центрах России, Украины, а также все необходимые, проверенные, качественные материалы, которые приобретаются через специализированные фирмы и магазины. Нам уже на современном этапе удалось создать неплохую материально-техническую базу и мы продолжаем вкладывать средства в её развитие. К работе в мастерской привлекаются опытные искусствоведы-профессионалы в разных областях искусства.
Марина Владимировна, расскажите, как востребована деятельность вашей мастерской, с кем за эти годы вам приходилось работать?
Вот уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с музеями и учреждениями, частными коллекционерами и севастопольскими художниками, с несколькими галереями, антикварными магазинами, церквями и монастырями Севастополя в проведении реставрационных работ, в их экспозициях, фондах, собраниях и интерьерах - это Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Музей Краснознамённого Черноморского флота, Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого, галерея «Арт-Бульвар, институт биологии Южных морей АН Украины, Собор Св. Владимира и Храм Семи Мучеников в Херсонесе, Свято-Климентовский мужской монастырь в Инкермане, Топловский Свято-Троице Параскевиевский-женский монастырь. 
Наши специалисты вот уже несколько лет работают в контакте с частными коллекционерами и антикварными магазинами Симферополя, Ялты, Днепропетровска. Произведения искусства, не попавшие в музеи, а волею судьбы, оказавшиеся в частных руках, имеют полное право, как и музейные коллекции, на квалифицированную реставрационную помощь. Предметами нашего внимания и заботы стали не только произведения неизвестных художников очень достойного качества, но и картины известных старых русских, западноевропейских мастеров и современных художников, а также иконы, хранящиеся в частных коллекциях. Работа с антикварами и коллекционерами на протяжении нескольких лет показала наличие в Крыму многих хороших солидных коллекций и просто собирателей-любителей. Произведениям создаются прекрасные условия хранения, они реставрируются и исследуются. И часть нашей работы направлена на помощь в формировании этих коллекций.
Хочется вернуться к вышесказанному и отметить, что художественно-реставрационная мастерская своей профессиональной и качественной работой заслужила доверие севастопольских музеев, в штате которых нет художников-реставраторов по живописи, иконам.
Вот несколько примеров этого сотрудничества. В мае 2005 года отмечалась знаменательная дата в истории и культуре нашего славного города - 100-летие создания Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» - уникального памятника русской воинской славы. А в июне 2006 г. — 150-летие со дня рождении Ф.А.Рубо. Несколько лет город готовился к этим праздникам. Сотрудниками Музея героической обороны и освобождения Севастополя проделана огромная работа не только по подготовке «юбиляров» к достойному празднованию столь значительных дат, но и по созданию новых экспозиций, где были собраны реликвии, рассказывающие о тех, кто отстаивал черноморскую твердыню, чья доблесть принесла Севастополю звание города русской славы; реставрировались экспонаты экспозиции, отражающие историю создания и воссоздания Панорамы; произведения Ф.А.Рубо, хранящиеся в запасниках. В этой ответственной, трудоёмкой и очень интересной работе принимала участие и наша художественно-реставрационная мастерская. Для новых экспозиций нами отреставрирован целый ряд экспонатов: это этюды Ф.А.Рубо к Панораме, два больших фрагмента подлинной Панорамы - «Даша Севастопольская» и «Черниговцы»; несколько картин советских художников - подготовительные эскизы к новому полотну панорамы - всего 24 экспоната. Но самой интересной и необычной для нас была работа по реставрации Диорамы «Подземная минная война за Севастополь», созданной в 1958 г. художниками Гранди В.И. и Беляевым Б.Н. Как произведение искусства, Диорама представляет собой значительное дополнение основному памятнику - Панораме «Оборона Севастополя». Для юбилейной выставки, посвященной 150-летию Ф.А.Рубо, сотрудники мастерской не только отреставрировали большую часть экспонатов, но и приняли участие в создании каталога его произведений - Этюды и эскизы Ф.А.Рубо к Панораме «Штурм 6 июня 1855 г.» из коллекции Музея героической обороны и освобождения Севастополя.
Не менее интересно и плодотворно наша мастерская работала в эти годы и с другими музеями. Например, для фондов и экспозиции Музея Краснознамённого Черноморского флота нашей художественно-реставрационной мастерской было отреставрировано несколько портретов выдающихся военных деятелей, чьи судьбы непосредственно были связаны со славной боевой летописью Севастополя, целый ряд тематических картин, отражающих историю города и флота - в общей сложности более 20 произведений. Для новых экспозиций выставок из фондов Севастопольского художественного музея им. М.П.Крошицкого отреставрировано несколько картин и икон. Очень надеемся, что наша работа с музеями будет успешно продолжаться. Мы стараемся построить свою деятельность дифференцировано, поэтому выполняем реставрационные работы не только в условиях стационара, но и в выездных экспедициях, где мы проводим консервационно-профилактические мероприятия, а также необходимые консультации по условиям хранения произведений искусства.
Активное содействие мастерская оказывает севастопольским художникам. Зачастую используемые некачественные материалы, не всегда правильные условия хранения, неаккуратные транспортировки на выставки и с выставок - приводят к повреждению произведений искусства. Художники обращаются к нам реставраторам-профессионалам. Здесь следует особо отметить, что не каждый художник может быть реставратором. Это очень специфическая профессия, как выше было отмечено, и ей специально надо учиться.
Марина Владимировна, с государственными музеями ваша позиция понятна. Но Вы говорили, что работаете и с частными собирателями и коллекционерами. Как бы Вы оценили современную ситуацию на антикварном рынке и чтобы посоветовали в этом аспекте как специалисты?
Коллекционирование и собирательство, как это уже общепринято сводится к двум направлениям: первое - приобретение просто понравившихся вещей для украшения своего дома, чаще всего недорогих; второе - составление коллекций, пусть даже из разрозненных произведений, но с вкладыванием значительных средств. Если первое направление не влечёт за собой особой ответственности и последствий, то ошибки, допущенные во втором направлении, влекут за собой огромные непредсказуемые последствия. В связи с этим можно провести некоторый анализ.
Настоящее время для истории культуры уникально и значительно тем, что сейчас происходит необычайно активный процесс перемещения произведений изобразительного искусства из одних рук в другие. Практически этот процесс оказался обвальным, в результате чего на рынке искусства в последние годы отмечается интересная ситуация. С одной стороны, предлагается большое число высококачественных произведений искусства: в оборот включены произведения многих зарубежных и почти всех выдающихся отечественных художников, которые сохранились у коллекционеров и их наследников. С другой стороны, в виду резкого понижения уровня жизни основного населения, для продажи на арт-рынок предлагается всё, что хранилось дома, в результате чего появляется большое число произведений второстепенных и третьестепенных художников, сведения о которых даже среди специалистов весьма скудны. Некоторые из этих произведений бывают выполнены достаточно профессионально, но при этом невольно происходят ошибки в их оценке, приписывании авторства какому-то известному художнику и т.д.
В связи с тем, что на арт-рынке резко возрастает спрос на произведения известных художников, а число таких произведений всегда ничтожно по сравнению со спросом, резко возрастает число имитаций, подделок, записей и т.д. Если задаться вопросом, кого и как подделывают фальсификаторы в настоящее время, то можно с уверенностью сказать, что не живопись XVI - XVIII вв. При подделке этих произведений необходимо учитывать множество факторов: использование   определённых живописных материалов, сложной живописной техники письма, воздействии времени на объект и многое другое. Гораздо проще изготовить картину живописца конца ХIХ и начала XX в. Ведь со второй половины XIX в. уже не уделяется такого большого внимания технико-технологической стороне дела, да и материалы можно использовать современные. А ещё проще подлинное произведение неизвестного художника конца XIX - начала XX века подписать автором, фамилия которого встречается в каком-нибудь каталоге, альбоме живописи, справочнике. Такие картины условно называют «подделками поневоле». Это подлинные, самостоятельные работы, написанные в соответствии с эстетическими установками своего времени, но не подписанные автором и впоследствии получившие чужие имя и подпись. Вместе с сомнительной подписью такие картины получают и статус подделки. Хотя в качестве работы неизвестного художника, выполненной в стиле и традициях своего времени, такая картина может представлять коллекционный интерес. Разумеется, авторская и безымянная картина на антикварном рынке оценивается различно. Но это уже вопрос не сколько эстетического, сколько этического плана.
Приобретая картину, коллекционер хочет и имеет полное право удостовериться в подлинности произведения, в его художественных и антикварных достоинствах. За консультациями такого рода нередко обращаются и в нашу художественно-реставрационную мастерскую. Мы проводим визуальное исследование произведения, и хотя технические возможности у нас ограничены, но мы имеем возможность применить в этой работе рентген и обследовать картину в ультрафиолетовых лучах; художественные материалы и структура красочного слоя исследуется с помощью бинокулярной лупы и микроскопа. Определённые знания и многолетний опыт, а так же помощь коллег реставраторов и искусствоведов помогают нам в этой работе. Коллекционеру предлагается мнение о рассматриваемом произведении с целым рядом доказательств, к которому он вправе прислушиваться или нет.
Марина Владимировна, назовите, для примера, с какими повреждениями к вам поступают произведения искусства?
Это, конечно же, разнообразные деформации основы (холста, доски, картона); прорывы разной величины и формы; многочисленные утраты красочного слоя; разного качества и сложности загрязнения; поражения микроорганизмами и биологическими вредителями и многое другое. Практически все старые картины, за редчайшим исключением, подвергались на протяжении своего существования реставрационным вмешательствам различного рода, от самых простых, до более существенных, способных в значительной мере изменить внешний вид и характер произведения. Порой и повреждения и «реставрационные» правки в комплексе искажают картину или икону до неузнаваемости. Как известно, непрофессиональной реставрацией нанесено вреда произведениям искусства больше, чем войны, катастрофы и стихийные бедствия все вместе взятые. Кроме того, почти все картины, иконы время от времени заново перекрывались лаком (не всегда качественным). При старении лак темнеет и желтеет, так что наслоение разновременных лаковых покрытий и скопившиеся между ними загрязнения постепенно закрывают живопись и изменяют колорит картины. Утоньшение лака является сложным и ответственным процессом, в котором от профессионализма и чутья реставратора зависит последующее восприятие картины. Нередко потёртые места живописи просто переписывались заново, утраты красочного слоя маскировались записями, заходящими на авторскую живопись. В результате таких поновлений, картина или икона могли измениться до неузнаваемости. Поновители обращались с оригиналами достаточно вольно и могли просто записать плохо сохранившиеся детали и фигуры или дополнить композицию новыми элементами. Поэтому в процессе работы мы ставим своей целью, как это принято в современной реставрации, не только выполнить консервацию произведения, но также, удалив, по возможности, все привнесённые временем и прежними реставрациями искажения, вернуть картине или иконе вид, приближающийся к первозданному, и максимально выявить авторскую манеру, оценить живописные особенности произведения, на котором изображение скрыто под толстым слоем потемневшего или вовсе потерявшего прозрачность лака; или составить суждение о картине, разорванной на куски.
Марина Владимировна, при такой сложной профессии реставратор, наверное, должен обладать какими-то особыми качествами?
Пожалуй, что нет, просто реставратор должен, кроме знаний и умения, иметь огромное терпение и душевное сострадание к произведению искусства и, конечно же огромную ответственность в отношении к делу, которому служит. В своей работе мы как врачи следуем главному правилу - окажи помощь и не навреди.
Марина Владимировна, Вы уже так много рассказали о работе реставраторов, а что же ещё интересного было в жизни вашего коллектива?
Кроме непосредственно реставрационной деятельности сотрудники мастерской ежегодно принимают участие и выступают с сообщениями на международной научно-теоретической конференции в ННИРЦ в Киеве, республиканской научно-теоретической конференции «Крымские искусствоведческие чтения», проводимые в Симферопольском художественном музее. Художественно-реставрационная мастерская - постоянный участник городских выставок предприятий и учреждений Севастополя. В 2005 году мастерская стала Победителем регионального, а затем Лауреатом Государственного конкурса «100 лучших товаров и услуг Украины» в номинации «Работы и услуги». В этом 2010 году мы стали победителями этого государственного конкурса. В 2006 году мастерская - дипломант Украинского издательского консорциума «Художественный Олимп Украины».
СХРМ - уникальное и единственное в своей деятельности учреждение в городе Севастополе. Наша работа - это кропотливый, сложный и длительный процесс, это научная, исследовательская работа, которая носит сугубо индивидуальный подход к «лечению» памятников культуры и искусства, независимо от того, где они находятся - в частных руках или в музеях.
Спасибо большое за беседу. Успехов и творческих достижений в вашем благородном труде.
Источник: Журнал об антиквариате, искусстве и коллекционировании "Антиквар" №12 (49) декабрь 2010