МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Взаимодействие музеев, коллекционеров и антикваров с частной реставрационной мастерской.

 
 Крым с давних пор является излюбленным местом не только художников, писателей, музыкантов, но и коллекционеров, антикваров и просто любителей искусства. Не для кого ни секрет, какие прекрасные частные коллекции лежат в основе наших музеев.

Поразительно насколько возрос интерес к собирательству за последние десятилетия и не только в Крыму. Мир коллекционирования быстро развивается и расширяется. Возникает потребность в появлении на антикварном рынке все новых и новых произведений. Постоянно увеличивается число художественных творений, которым не просто необходимо реставрационное вмешательство из-за длительного, плохого хранения, но и произведения, испорченные непрофессиональной реставрацией, а также копии разного качества, подделки и фальсификации. Чтобы оградить себя от ошибок и сохранить свои сокровища, коллекционеры прибегают к помощи опытных профессионалов: реставраторов-практиков и искусствоведов. Но таких специалистов мало, а появляются так называемые кустарные мастера, которые своим вмешательством только наносят вред памятникам искусства. Здесь не лишнее будет, наверное, напомнить, что в мировой практике профессия реставратора по той ответственности, которая возлагается на человека, «лечащего» памятник истории и культуры, приравнивается к профессии врача. Это чрезвычайно сложная и ответственная профессия, требующая широких знаний в различных областях науки, включая знания всемирной истории и истории искусства, естественных наук и технологий изготовления различных материалов, достаточной проницательности для принятия правильного решения, терпения и трудолюбия для достижения необходимого результата. В XX столетии реставрация из простого ремесла превратилась в многогранную профессию, в которой традиции мастеров сочетаются с современными научными методами.

Поэтому современная практика показывает, что например, в России при крупных антикварных магазинах, частных фирмах и салонах уже работают профессиональные  реставраторы и искусствоведы, а государственным музеям и реставрационным мастерским в большинстве своем отведена в этом вопросе только консультационная роль по ряду причин. Кроме того, в большинстве музеев (любого профиля) и в частности, у нас в Крыму, нет в штате специалистов-реставраторов произведений искусства. Поэтому эти музеи не ведут реставрационных работ, а лишь обеспечивают сохранность экспонатов, что сводится к регулярному наблюдению произведений искусства в экспозиционных залах и хранилищах. Отсутствие реставраторов во многих государственных музеях связано во многом с тем, что организация и оборудование мастерских, а также реставрационные материалы дорогостоящи, и их приобретение экономически не выгодно для музея. Музеи вынуждены обращаться в специализированные государственные реставрационные организации, которых единицы и поэтому очередь на реставрацию музейных экспонатов растягивается на долгие годы. Как принято во многих странах мира, например: США, Англия, Канада, Германия, Франция, Швейцария, Дания, Польша и др.; музеи, которые не имеют штатных реставраторов или имеют ограниченные финансовые возможности, могут заключать контракты с частными реставраторами или кооперативными реставрационными мастерскими. Клиентуру таких реставраторов составляют, кроме музеев, коллекционеры (индивидуалы и корпорации), дилеры антиквариата, картинные галереи, аукционы и др. Многие реставраторы за рубежом занимаются частной практикой, испытывая на себе успехи и сложности любого коммерческого предприятия.

Таким образом, появился ряд объективных предпосылок для организации в Севастополе частной  реставрационной мастерской, пока единственной в Крыму, зарегистрированной по всем законодательным и юридическим нормам.

Образование в Севастополе частной художественно-реставрационной мастерской получило положительное одобрение Национального научно-исследовательского реставрационного Центра в Киеве, а также обещание консультаций специалистов и обучения наших сотрудников на базе Центра методом стажирования.

В мастерской работают высококвалифицированные художники-реставраторы, имеющие большой практический опыт работы. В своей деятельности реставраторы мастерской используют методики, разработанные в реставрационных центрах России, Украины (ГосНИИР; ВХНРЦ им. ак. И. Э. Грабаря; ННИРЦ Украины), а также все необходимые качественные материалы. К работе в мастерской привлекаются опытные профессионалы-искусствоведы в разных областях искусства. Наши специалисты вот уже несколько лет работают в контакте с частными коллекционерами и некоторыми крупными антикварными магазинами Севастополя, Симферополя, Ялты. Произведения искусства, не попавшие в музеи, а волею судьбы оказавшиеся в частных руках, имеют полное право, как и музейные коллекции, на квалифицированную реставрационную помощь. Предметами нашего внимания и заботы стали не только произведения неизвестных художников очень достойного качества, но и картины известных старых русских и западноевропейских мастеров и современных художников, а также иконы. Например: «Образ Пресвятой Богородицы Казанской», «Воскресение Христово», «Образ Богоматери Владимирской» и др.; произведения М. Воробьева, И. Айвазовского, В. Бялыницкого-Бируля, М. Васильева, А. Ганзена, Р. Берггольц, В. Брюквина, Н. Богданова-Бельского, В. Зарубина, К. Коровина, Ю. Клевера, Н. Пимоненко, Н. Уварова, М. Протопопова, М. Крошечкина-Крошицкого, С. Владимирова, Ф. Захарова, М. Афанасьева, З. Филиппова, Н. Глущенко, Б. Яковлева; прекрасные картины Анри Арпиньи, Альберто Савинио, К. Бренделя, Хьюго Кроля, Ганса Франка, Х. Энгманна, Иоганнеса-Германнюса Баренда Куккука, Теодора Зёмека и мн. др.

Наша мастерская заслужила доверие и севастопольских музеев, в штате которых нет художников-реставраторов. В частности, например, мы отреставрировали ряд работ для Музея Краснознаменного Черноморского флота, которые находятся в экспозиции музея и некоторые из них временно экспонируются в Штабе Черноморского флота Российской Федерации. А именно: «Портрет А. М. Лазарева» А. П. Брюллова, «Портрет А. В. Суворова» неизвестного художника XX в., «Оборона Малахова кургана» Подковырина (?), «Боевая подготовка» и «Подвиг 365 зенитной батареи» П. Т, Мальцева, «Встреча А. В. Суворова с Ф. Ф. Ушаковым» В. Д. Илюхина, «Огневой налет кораблей Черноморского флота» Л. Мельникова и др.

По официальному договору с Музеем героической обороны и освобождения Севастополя мы готовим к новой экспозиции 5 этюдов Ф. А. Рубо.

Мы стараемся построить свою работу дифференцировано, поэтому предлагаем выполнение реставрационных работ не только в условиях стационара, но и в выездных экспедициях, где мы можем оказать консервационно-профилактические мероприятия, а также необходимые консультации по условиям хранения произведений искусства. Очень надеемся, что плодотворное сотрудничество крымских музеев и частных коллекционеров с художественно-реставрационной мастерской г. Севастополя принесет свои положительные результаты. 

Литература:
1. «Материалы международной научно-практической конференции». Национальный научно-исследовательский реставрационный Центр Украины; Киев, 1998.
2. Эрик Ноулз. «В мире антиквариата» Путеводитель для любителей антиквариата и коллекций/Пер. с англ. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 1998. – 224 с.
Источник: Восьмые Крымские искусствоведческие чтения. Симферополь. 2003 год. Первая Всеукраинская конференция реставраторов (26-28 сентября 2006 г.). Киев. Рыжова Т. В.