МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

   Ф. А. Рубо. (1856-1928) Реставрация произведений живописи из фондов МГООС (к 100-летию создания панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»)

Приближается замечательная дата в истории нашей отечественной культуры. В мае 2005 года будет отмечаться 100-летие панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» - уникального памятника русской воинской славы. Город готовится к этому празднику. Сотрудники Музея героической обороны и освобождения Севастополя приводится в порядок сама панорама – полотно и предметный план; строится новая экспозиция, где собраны реликвии, рассказывающие о тех, кто отстаивал черноморскую твердыню, чья доблесть принесла Севастополю звание города русской славы; реставрируются экспонаты экспозиции, отражающей историю создания и воссоздания панорамы. Эта подготовка ведется уже несколько лет, т. к. это очень трудоемкая и кропотливая работа. Кроме музея в ней участвуют и другие организации, такие как ННИРЦ Украины. Часть работы предложена нашей художественно-реставрационной мастерской.
Для жителей и гостей города Панорама – это олицетворение Севастополя, памятник беспримерному мужеству и стойкости русских воинов.
Обратимся к небольшой исторической справке, предшествующей созданию, а затем беспримерному спасению замечательного произведения живописи, раскрывающего перед потомками героическую страницу отечественной истории.
В середине XIX века у стен Севастополя решалась судьба Крымской войны. В борьбе за рынки сбыта, за сферы влияния на Ближнем и Среднем Востоке Англия и Франция пытались вытеснить Россию с Балканского полуострова и бассейна Черного моря. Русский народ дружно встал на защиту отечества, своей национальной чести, изумляя весь мир мужеством, стойкостью и отвагой. Одиннадцать долгих месяцев отборные силы противника, имея численный перевес и преимущество в вооружении, стояли у стен Севастополя, не в силах сломить сопротивление его защитников.
В марте 1856 года был заключен Парижский мирный договор, который не принес полной победы ни одной из воюющих сторон. Русский же народ в этой войне одержал блестящую моральную победу. Проходили годы, десятилетия, слава о доблестных защитниках Севастополя росла и крепла. Передовая общественность требовала увековечить память о героическом событии. Так возник замысел создания панорамы.
Автором этой панорамы суждено было стать известному в то время художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо (1856-1928). Получив в августе 1901 года заказ на создание панорамы, Ф. А. Рубо приехал в Севастополь. Изучив исторические документы, архивные материалы, фронтовые записи участников обороны, ознакомившись с легендарными бастионами, Ф. А. Рубо написал на местности около 50 этюдов – видов утреннего Севастополя, портретов участников событий. За основу сюжета панорамы он решил взять один день – отражение штурма 6 июня 1855 года. После утверждения эскиза в Петербурге, Ф. А. Рубо уехал в Германию. В предместье города Мюнхена в специально оборудованном павильоне с помощью своих коллег – художников и 20 студентов Баварской Академии художеств в течение двух лет создавал огромное живописное полотно (14 м х 115 м). Одновременно велась работа над созданием натурального плана площадью 900 кв. м.
Летом 1904 года произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения.
В 1926 году художниками М. Б. Грековым и М. И. Авиловым была проведена первая реставрация уникального полотна.
25 июня 1942 года во время бомбардировки и артиллерийского обстрела в здание панорамы попали фашистские бомбы. Загорелось живописное полотно. Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Только героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины.
Специальной комиссией было установлено, что спасены две трети картины площадью 116 кв. м, но состояние полотна исключало возможность его реставрации.
В 1948 г. было принято решение о воссоздании Севастопольской панорамы к столетию первой обороны города. Творческий коллектив в составе 17 человек, возглавляемый академиком В. Н. Яковлевым, а затем академиком И. И. Соколовым-Скаля, по сохранившимся фрагментам, авторским эскизам и фотографиям воссоздали полотно панорамы и предметный план. 16 октября 1954 года панорама была вновь открыта.
Теперь памятник встречает свой 100-летний юбилей.
В фондах музея героической обороны и освобождения Севастополя хранятся спасенные фрагменты первой панорамы, Этюды Ф. А. Рубо – поиски образов народных героев. Ведь на полотне изображено около четырех тысяч фигур. Среди них – герои, имена которых нам хорошо известны: адмирал П. С. Нахимов, хирург Н. И. Пирогов, первая русская сестра милосердия Даша Севастопольская, отважный разведчик Петр Кошка, а так же множество безымянных солдат и матросов.
При всем стремлении музея создать условия для сохранения экспонатов, все же время оказывает свое пагубное влияние. Кроме того, во время восстановительных работ в 50-е годы не все этюды Ф. А. Рубо реставрировались, (видимо в том не было надобности), а некоторые реставрационные процессы становятся с годами обратимыми, т. е. нарушаются дублировки, меняют цвет тонировки и многое другое.  Недавно было промыто от пылевых загрязнений полотно панорамы реставраторами ННИРЦ Украины, сотрудниками музея подготовлен для косметической реставрации предметный план.
Нашей художественно-реставрационной мастерской предложена работа по реставрации нескольких этюдов Ф. А. Рубо и одного большого фрагмента его панорамы, а так же несколько работ советских художников, работавших над реконструкцией живописного полотна: П. П. Соколов-Скаля «Петр Кошка» (х./м., 57,2х39,7, Инв. № Ж-82) и В. И. Гранди (1890-1970) «Портрет Ф. А. Рубо» (х./м., 100х74, Инв. № Ж-242).
Эти экспонаты войдут в новую экспозицию музея.
Детальнее рассмотрим произведения Ф. А. Рубо. Его этюды – это редчайший материал творческого поиска художника, позволяющий ознакомиться с технической стороной дела, его живописной манерой, серьезнейшим отношением к поставленной перед художником задаче.
По замыслу художника главным героем будущей панорамы должен был стать народ: простые русские солдаты и моряки-черноморцы. Отсюда и поиски образов его героев: «Три матроса в боевой обстановке», к./м., 51х75,3, Инв. № Ж-68; «Матросы, тянущие канат», к./м., 48х73,3, Инв. № Ж-61; «»Солдат, опирающийся на ружье», к./м.; «Солдат с ружьем», х./м., 68х50,3, Инв. № Ж-73; «Раненый солдат и солдат с ружьем», 1902, к./м., 49,7х65,4, Инв. № Ж-67.
Эти произведения поступили на реставрацию с целым комплексом повреждений, основные из которых – деформация картона, расслоение его по краям и углам; местами утраты красочного слоя, затонированные без подведения грунта и с заходом на авторскую живопись, повсеместное поверхностное загрязнение. На этюде «Раненый солдат и солдат с ружьем», помимо этих дефектов, в левой части наблюдался сильный затек, который мешал нормальному восприятию живописного произведения. В результате реставрации повреждения устранены, а произведениям придан экспозиционный вид. Но наибольший интерес и сложность, из-за размера, представляла работа над большим фрагментом подлинной панорамы: «Даша Севастопольская», х./м., 192х228.
 

 
Фрагмент подлинной Панорамы Ф. А. Рубо.
 
 

 
Фрагмент Панорамы: "Даша Севастопольская на передовых позициях"
 
Этот фрагмент почти в 5 кв. м – лишь маленькая частичка огромного полотна, что очень хорошо видно в сравнении на общем изображении сражения. Произведение частично было реставрировано в 50-е годы: сдублировано, натянуто на новый подрамник, но все повреждения были оставлены – разрывы, утраты красочного слоя – для экскурсионного рассказа о том, как спасали панораму. Но это незавершенность реставрации отразилась на дальнейшей сохранности полотна. Из-за неравномерного соприкосновения авторского холста в местах прорывов и утрат красочного слоя и в местах, где красочный слой уцелел, с воздухом окружающей среды, между авторским и дублировочным холстами образовались «воздушные подушки», вызвавшие жесткую деформацию красочного слоя. Поэтому необходимо было срочное реставрационное вмешательство.
Был выполнен сложный реставрационный процесс – картина передублирована на новое основание. Этому предшествовал целый комплекс подготовительных работ. Начать с того, что был сделан специальный стол больших размеров, подготовлен рабочий подрамник, превышающий размеры картины, для натяжки нового дублировочного холста, оборот картины очищен от уже деструкимрованного клея, заделаны прорывы. После дублирования встал вопрос: как быть с утратами красочного слоя? Ведь для экскурсионного рассказа необходимо показывать картину поврежденной. На реставрационном совете нами предложен вариант, устраивающий и интересы экскурсии и интересы сохранности экспоната: в местах прорывов и утрат красочного слоя подвести тонированный реставрационный грунт, имитирующий фактуру холста. Визуально со стороны для зрителя это воспринималось бы как утраты, а в целях сохранности препятствовало бы проникновению воздуха в живописный слой картины.
Кроме этого был выполнен ряд консервационных работ, картина промыта от загрязнений, покрыта лаком. В новой экспозиции она займет достойное место. Тем более, что никого не оставляет равнодушными рассказ о бесстрашной девушке Даше, дочери потомственного матроса, которая среди других женщин, под пулями и ядрами, приносила пресную воду защитникам бастионов, готовила пищу, ухаживала за ранеными. За свой подвиг Даша была награждена медалью и золотым крестом с надписью «Севастополь» как первая русская сестра милосердия. После окончания Крымской войны о подвиге женщин во время Севастопольской обороны говорилось в многочисленных воспоминаниях участников, в монографиях. Героический труд женщин в обороне нашел отражение и на полотне панорамы Ф. А. Рубо «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.».
Панорама – всемирно известный памятник народному подвигу, наше национальное достояние. Сейчас, в канун подготовки празднования славного юбилея, мы гордимся, что наш труд вливается в такое большое общее дело.
 
Литература:
1. Балакшина А. А. Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Киев. 1990.
2. Задорожная Н. Ф. Вошедшие в бессмертие. Симферополь, 1972.
3. Шавшин В. Г. Бастионы Севастополя. Симферополь, 1989.
Источник: Девятые крымские искусствоведческие чтения. Г. Симферополь. 2004 г. Ваулина М. В.