МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Реставрация Диорамы «Подземная минная война за Севастополь» (к 100-летию создания Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» Ф. А. Рубо).

 

В этом году (май, 2005 г.) отмечалась знаменательная дата в истории и культуре нашего славного города – 100-летия создания Панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» - уникального памятника русской воинской славы. Несколько лет город готовился к этому празднику. Сотрудниками Музея героической обороны и освобождения Севастополя проделана огромная работа не только по подготовке «юбиляра» к достойному празднованию столь значительной даты, но и по созданию новой экспозиции, где были собраны реликвии, рассказывающие о тех, кто отстаивал черноморскую твердыню, чья доблесть принесла Севастополю звание города русской славы; реставрировались экспонаты экспозиции, отражающие историю создания и воссоздания Панорамы; состоялась презентация новой книги «Панораме 100 лет».

В этой ответственной, трудоемкой и очень интересной работе принимала участие и наша художественно-реставрационная мастерская.

Для новой экспозиции нами отреставрирован целый ряд экспонатов; это этюды Ф. А. Рубо к панораме. Например, «Солдат с ружьем»; х./м.; 68х50,3; «Солдат, опирающийся на ружье»; к./м.; большой фрагмент подлинной панорамы; «Даша Севастопольская»; несколько картин советских художников к новому полотну панорамы: В. И. Гранди «Портрет Ф. А. Рубо»; х./м.; 100х74; Соколов-Скаля «Петр Кошка»; х./м.; 57,2х39,7.

Но самой интересной и необычной для нас была работа по реставрации Диорамы «Подземная минная война за Севастополь», созданной в 1958 г. художниками Гранди В. И. и Беляевым Б. Н. В конце 1980-х годов, в виду плохой сохранности, Диорама была законсервирована и закрыта для показа посетителями музея. К юбилею обороны Севастополя и к 100-летию создания Панорамы сотрудниками музея было принято решение открыть этот интереснейший экспонат для зрителей.

Чем же интересна Диорама?

Как произведение искусства, Диорама представляет собой значительное дополнение основному памятнику – Панораме «Оборона Севастополя», т. к. рассказывает о скрытой стороне военных действий за Севастополь, о героизме русских солдат и матросов, сражавшихся не только на бастионах Малахова кургана, но и под ними.

Обратимся к исторической справке.

«…С началом Крымской войны в 1854 году стало очевидным, что с суши подступы к главной базе Черноморского флота – Севастополю почти не защищены. Начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В. А. Корнилов принял на себя руководство обороной города. Начальником инженерной службы гарнизона был назначен подполковник Э. И. Тотлебен, который в ходе первой обороны Севастополя разработал сложную систему оборонительных инженерных укреплений…В короткие сроки, буквально на глазах, вокруг Севастополя выросла оборонительная линия бастионов, батарей, редутов и других фортификационных сооружений. Работы производились с расчетом, чтобы каждый день увеличивать оборонительную линию. Организатор и руководитель обороны В. А. Корнилов сумел небольшими силами гарнизона и населения в течение нескольких суток создать основной костяк грозных укреплений. Штабс-капитан русской армии военный инженер Александр Васильевич Мельников руководил подземными минными работами в обширной контр-минной системе Тотлебена, которая выражалась в том, чтобы под землей наступать на осаждающего противника, подрывать его галереи и отбрасывать назад. Своими познаниями А. В. Мельников превосходил иностранных саперов. Он находился вместе с солдатами в минных галереях, жил в землянке под землей и получил прозвище среди защитников «обер-крот». Подземная война успешно продолжалась до конца осады Севастополя».

Это сухие строки документа. Го обратимся к произведению искусства. На полотне диорамы (х./м.; 36 кв. м) художники изобразили русских солдат и матросов на строительстве подземных лабиринтов, а в центре композиции – землянка, где за столом сидит штабс-капитан, инженер А. В. Мельников.

Предметный план (х., левкас, м.; 38 кв. м) представлял собой часть земляных сооружений: насыпей, ям, траншей, где тут и там лежали разные предметы – кирки, лопаты, сумки и т. д. Над всем этим, дополняя впечатление подземелья, нависал свод земляного полотна (х., левкас, м.; 15 кв. м). Диорама предстала перед реставраторами в очень печальном виде.

При тщательном визуальном осмотре было составлено общее представление о состоянии сохранности памятника. Живописное полотно сильно провисло, наблюдалась сильная волнообразная деформация от центра по диагонали к верхнему краю; имелись прорывы, фигурные вмятины и продавленности; в местах повреждений холста утраты красочного слоя. На потолке местами нарушена целостность деревянного каркаса; имелся большой прорыв холстяной основы с деформированными (вывернутыми) краями с утратой левкаса; по всему потолку, особенно по краям наблюдались мелкие выкрошки левкаса с утратами красочного слоя. На живописном полотне и потолке очень сильное уплотненное поверхностное пылевое загрязнение. На предметном плане во многих местах сломан деревянный каркас, сломаны опоры под предметным планом; прорвана, продавлена холстяная основа; сильно поврежден – сломан, раскрошен и раздавлен левкас, которым вылеплен рельеф предметного плана; повсеместно, особенно в местах повреждения левкаса, утраты красочного слоя; вся поверхность предметного плана покрыта толстым плотным слоем пыли и мусора.

Шестнадцать съемных отдельных предметов-муляжей предметного плана (ружье, фонарь, бочки, скамейка, прибор, кирки, лопаты, сумки, сабля и т. д.) были сильно загрязнены и имели различного рода повреждения.

Прежде чем приступить к работе, нами был разработан строгий план действий, продумана методика реставрационных мер из-за необычности условий реставрации. Так, например, укреплять красочный слой нужно было не на рабочем столе, как обычно, а на вертикально натянутом полотне, к которому был ограничен доступ. Вместо пола под ногами у нас был предметный план, по которому ходить было невозможно да и нельзя, а его еще нужно было и отреставрировать.

Продумав все до деталей, приступили к работе. Предварительно от пыли и мусора с помощью широких флейцев и пылесоса очищен предметный план, убраны из экспозиции для стационарной реставрации предметы-муляжи.

Подготовлен и смонтирован подиум-настил, который устанавливался так, чтобы можно было свободно перемещаться реставраторам при работе с потолком и живописным полотном, не повредив предметный план.

В процессе реставрации на живописном полотне был укреплен красочный слой в местах повреждений холста, заделаны прорывы, исправлены продавленности и вмятины. Устранено провисание холста: по верхнему краю дугообразного каркаса, на который натянуто живописное полотно, были слегка ослаблены крепления и холст подтянут – в направлении от центра вверх и в стороны, по нижнему краю выполнена аналогичная работа, только натяжение выполнялось от центра вниз и в стороны. Верхние и нижние крепления после подтяжки полотна стационарно закреплены.

Хочется отметить, что это была очень тяжелая и трудоемкая работа, если учесть, что высота холста 4 м, а длина – 9м.

Затем с живописи были удалены уплотненные пылевые загрязнения, выполнено живописное восстановление (подведен реставрационный грунт, сделаны тонировки в пределах утрат с имитацией авторской живописи).

На потолке восстановлена целостность конструкции: укреплен каркас и границы рельефа потолка по краю каркаса, заделан прорыв, места утрат рельефа восполнены реставрационным левкасом, выполнены тонировки масляными красками.

Отремонтирована конструкция предметного плана: каркас, опоры. Демонтированы предметы-муляжи (всего 16 экспонатов). Выполнена реставрация каждого предмета. Восстановлен рельеф предметного плана: заделаны прорывы, склеены поврежденные места холстяной основы, в места утрат поврежденного рельефа подведен реставрационный левкас с имитацией авторского. Удалены поверхностные загрязнения, выполнены тонировки масляными красками. Поверхность предметного плана, а также живописного полотна и потолка покрыта защитным слоем.

Монтированы после реставрации на предметном плане предметы-муляжи в соответствии с инвентарным описанием и топографическими отметками.

После окончания реставрации, которая длилась около двух месяцев, был составлен подробный отчет о выполненных работах.

В мае этого года в годовщину празднования юбилея Панорамы, новая экспозиция музея была торжественно открыта для посетителей. Экскурсоводы музея, рассказывая о славных защитниках города-героя, надолго останавливают зрителей у Диорамы «Подземная минная война за Севастополь».

 


Общий вид Диорамы до реставрации
 

Фрагмент Диорамы после реставрации
 

Так получилось, что в этом году не только Музей героической обороны и освобождения Севастополя отмечал памятную дату первой обороны города. Кое-какие изменения в связи с этим произошли и в экспозиции Музея Краснознаменного Черноморского флота. Для него нашей художественно-реставрационной мастерской было отреставрировано несколько портретов выдающихся военных деятелей, чья судьба непосредственно была связана со славной боевой летописью Севастополя: «Портрет Александра Васильевича Суворова» (неизвестный художник, середина XX в., фанера, масло, 68х53,5 (овал) – одного из основателей Севастополя, в то время генерал-поручика; «Портрет Лазарева Михаила Петровича» (Брюллов А. П., х./м., 57,5х48 (овал) – адмирала, героя многих морских сражений, командующего Черноморским флотом накануне Крымской войны; «Портрет Меньшикова Александра Сергеевича» (неизвестный художник, начало XX в., х./м., 68,5х57,5) – князя, начальника Главного Морского штаба, Главнокомандующего военно-сухопутными и морскими войсками в Крыму во время Крымской войны; «Портрет Горчакова Михаила Дмитриевича» (неизвестный художник, начало XX в., х./м., 68,5х57,5) – князя, Главнокомандующего Южной армией и русскими войсками в Крыму; «Портрет Мордвинова Николая Семеновича» (неизвестный художник XIX в., х./м., 99,5х82) – графа, адмирала, российского государственного деятеля, почетного члена Петербургской Академии Наук, морского министра.

Наша работа с музеями успешно продолжается. Сейчас она уже даже стала плановой. На реставрации в мастерской находится еще восемь этюдов Ф. А. Рубо из фондов Музея героической обороны и освобождения Севастополя: «Вид с Малахова кургана» (к., гуашь, 66,8х99), «Северная бухта» (к., гуашь, 67,5х82,5), «В районе батареи Жерве» (к., гуашь, 67х92,5), «Горнист и заряжающий солдат» (к., м., 50,5х76), «Атакующий солдат» (к., м., 52х38), «Голова солдата и солдат с ружьем» (к., м., 38х52,5), «Этюд солдата со спины» (к., м., 53,5х38), «Этюд солдата с носилками» (к., м., 52,5х38).

Это часть работы, которая ведется музеем в плане подготовки к 150-летию со дня рождения Франца Алексеевича Рубо (1856-1928), которая будет отмечаться в 2006 году, но это уже другая история.

Литература:
1. Черкашин Г. А. Севастополь. Изд-во «Планета»; - М. 1983.
2. Задорожная Н. Ф. Вошедшие в бессмертие. Исторический очерк. Изд-во «Таврия»; - Симферополь, 1972.
3. Шавшин В. Г. Бастионы Севастополя. Путеводитель. Изд-во «Таврия»; - Симферополь, 1988.
4. Военные строители Черноморского флота. Историческая хроника. Изд-во «Ахтиар»; - Севастополь, 1998.
5. Собор Святого Равнопостольного князя Владимира – усыпальница выдающихся адмиралов Российского Императорского Флота. Ред.-сост. М. П. Апошанская. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2004.
6. Большая советская энциклопедия. Изд-во «Советская энциклопедия». Т. 16; - М., 1974.
 

 

Источник: Десятые крымские искусствоведческие чтения. Г. Симферополь. 2005 г. Рыжова Т. В.