МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

«Возвращение образа» (Реставрация икон из севастопольских монастырей, храмов и частных коллекций)

Уже не раз в этой уважаемой аудитории мы рассказывали о работе Севастопольской художественно-реставрационной мастерской  по реставрации произведений искусства из коллекций севастопольских музеев и частных собраний Крыма.

Но в настоящем сообщении хочется затронуть еще одну сторону деятельности нашей мастерской, к которой мы относимся с особым трепетом и уважением. Это сотрудничество с монастырями и храмами Севастополя и не только, а также реставрация икон частным лицам – семейные реликвии.

В настоящее время, когда люди возвращаются к вере, которая в силу исторических событий была отнята, когда поставлена благородная задача вернуть из забвения целый пласт истории и культуры нашего народа – духовной культуры; возродить из руин храмы и церкви, вернуть к жизни закрытые или уничтоженные монастыри, даже небольшая помощь нашей мастерской в этом замечательном деле оказывается очень полезной людям. И об этом могут рассказать многочисленные примеры.

Вот некоторые из них.

В  2005 году к нам обратились за помощью из Херсонесского монастыря. Как известно монастырь был основан в 1850 году на мысе св. Владимира. На протяжении нескольких десятков лет строился и к 1900 году представлял собой целый комплекс монастырских построек и несколько церквей: церковь Семи священномучеников Херсонесских (1861), церковь во имя Корсунской Богоматери (1861-1863) и кафедральный собор св. Владимира (1861), построенный на месте средневекового храма, где, согласно легенде, был крещен киевский князь Владимир. У монастыря было около 5000 десятин земли, 170 человек монахов и послушников. Особое внимание к Херсонесскому монастырю подчеркивалось частыми его посещениями членами императорской фамилии. В 1924 году Херсонесский монастырь был закрыт по решению органов советской власти. На его территории расположился Херсонесский музей-заповедник. В настоящее время очень сложно и трудно монастырь возрождается и положительный пример этому – к празднованию 1000-летия крещения Руси реконструирован и открыт Владимирский собор, сильно пострадавший во время Великой Отечественной войны. Открываются для прихожан и другие херсонесские церкви. Вот в одной из них – церкви Семи священномучеников Херсонесских – в спасении нуждалась икона Владимирской Богоматери (к. XIX-нач. ХХв.; Д., м.; 40х35), находящаяся в красивом деревянном резном киоте.

Ее просто «заживо съедали» жуки-древоточцы. В закрытом киоте наблюдалась бурная жизнь насекомых: жуков и их личинок. Все рельефное поле иконы, выполненное в технике папье-маше, было повреждено многочисленными летными отверстиями и представляло собой мягкую «губку». К счастью, икона, написанная на доске из очень твердой породы дерева  оказалась жукам «не по зубам», а проклейка между рельефным полем и доской оказалась прочной и защитила ее от дальнейших повреждений. И реставрационная помощь подоспела вовремя. Срочно был изготовлен герметичный металлический ящик-сейф по размерам иконы в киоте, где она была изолирована от внешней среды. Были выполнены многократные пропитки и инъекции специальным раствором против биологических вредителей; икона прошла несколько контрольных проверок на живучесть насекомых, которые представляли катастрофическую опасность не только для самой «пострадавшей», но и для окружающих ее экспонатов. После многомесячной дезинсекции поврежденные участки иконы были очищены от остатков вредителей, восстановлен рельеф на поле, выполнена живописная реставрация, икона помещена в очищенный, отремонтированный киот и возвращена в церковь.

 

            

Икона до реставрации                                                                                     Фрагмент иконы в процессе реставрации

                                      

                              Киот после реставрации                                                                          Икона в киоте после реставрации

Очень необычная для нас и интересная работа была выполнена для монастыря священномученика Климента, с которым у нас наладились добрые отношения. Отреставрированы две иконы: рака с мощами св. Климента (к. ХХв.; Д.,м.; 80х40) и «Житие св. Климента» (к. ХХв.; д., м.; 100,5х55,5).

Святоклиментовский монастырь один из древнейших на земле севастопольской. Расположен в Инкермане у Монастырской скалы, частично в самой скале. В состав  монастыря входят наземные и пещерные культовые, жилые и хозяйственные помещения. Его основание относят к VIII-IX вв. н.э. Главным храмом монастыря является высеченный в скале храм св. Климента. Рядом с ним находится храм св. апостола Андрея Первозванного. Третий пещерный храм – храм св. Мартина. Все три храма соединены общим коридором. Рядом с надземным комплексом у подножия скалы расположен дом настоятеля и надомная церковь во имя св. Троицы, а также кельи для монахов. Восстанавливается небольшой храм св. Пантелеймона, а на скале, рядом с крепостью Каламита,  - храм св. Николая и храм Благовещения. Долгое время монастырь был закрыт и постепенно разрушался. С 1991 г. Инкерманский мужской монастырь вновь начал свою жизнь. Практически все восстанавливается заново: ремонтируются и строятся наземные храмы, растет численность монастырской братии. Со временем возрождения монастыря связывают и появление здесь святыни – раки с мощами св. Климента. Икона выполнена в конце ХХ в., маслом на липовой доске. Более полутора десятков лет она находилась в холодном сыром пещерном помещении храма св. Климента, и это очень плачевно сказалось на ее сохранности. Процесс разрушения пытались остановить своими силами, но это только усугубило состояние иконы. Понадобилась профессиональная реставрация.

Поскольку святыню выносить за пределы храма и монастыря нельзя, было принято решение оказать ей помощь на месте. С разрешения и благословения настоятеля монастыря реставратору было предоставлено рабочее место в одной из пещерных монашеских келий. Вот в таких почти «полевых» условиях выполнялась сложная реставрационная работа по укреплению доски, левкаса, красочного слоя и восстановлению живописи иконы.

Реставрация второй иконы – «Житие св. Климента» - выполнялась уже в условиях стационара, в мастерской. Сложность этой работы заключалась в том, что из-за многочисленных технологических нарушений при написании иконы, при нетрадиционном хранении в условиях пещерного храма левкас с красочным слоем полностью «отошел» от доски. В данном случае применялся комплексный метод укрепления живописи – инъекции, пропитки клеем, прессование и высушивание теплыми утюжками.

                                                              

Как уже говорилось выше, мы оказываем помощь не только севастопольским храмам. Несколько месяцев назад к нам попала икона из Собора Рождества Богородицы Козельщанского женского монастыря, расположенного в поселке Козельщина Полтавской области.

Икона была просто варварски изувечена доморощенным «реставратором», которому она по незнанию была передана доверчивым прихожанином собора. К нам же ему посоветовал обратиться игумен Инкерманского мужского монастыря. Икона «Изображение чудотворной иконы Козельщанской Божией Матери» (1905г.; Д.,м.; 31х26) до так называемой реставрации имела многочисленные повреждения: трещины доски, шелушения и утраты красочного слоя, очень сильные поверхностные загрязнения. (К счастью, у владельца оказалась фотография ее состояния). Вмешательство постороннего бездушного человека испортило ее до неузнаваемости – она была полностью замазана толстым слоем мастики и записана масляными красками с лицевой и оборотной стороны.

                             

                     До реставрации                                                                   В процессе реставрации (удаление записей)

В процессе реставрации была выполнена сложнейшая и очень кропотливая работа по удалению всех этих наслоений; по восстановлению красочного слоя иконы. Была открыта авторская живопись, все сюжетные надписи, а на обороте мы теперь можем прочитать кем же писана эта многострадальная икона: «Сия икона писана в Козельщанской Монастырской Рождества Богородицы сестринской иконописной. Параскевой Резиковой. 1905 г.»

 

                            

        В процессе реставрации (удалены записи)                                             В процессе реставрации (подведен левкас)   

                                      

                 Оборот иконы в процессе реставрации                                                                 Оборот иконы после расчистки

О происхождении образа известно, что икона написана итальянским мастером,  принадлежала в XVIII веке жене запорожского войскового писаря Сиромахи, который в 1764 году подписал акт окончательного присоединения Малороссии к России, был в то время жалован землями и по желанию императрицы Елисаветы Петровны женился на одной из фрейлин итальянского происхождения.  Затем икона хранилась в семье графа Капниста в их родовом имении в селе Козельщина, образ Богоматери входил в число фамильных драгоценностей. С ней связана легенда о чудесном исцелении дочери графа Марии. О чудотворной иконе быстро распространился слух, к имению графа стало приходить много богомольцев и поэтому с разрешения Полтавского Владыки Иоанна икону поместили во временную часовню в 1881 г., а в 1882 – построили храм. В 1885 г. здесь была учреждена женская обитель с больницей и школой. В 1929 г. обитель была закрыта. И только в 1992 г. были собраны оставшиеся козельщанские сёстры, в том же году общине был дан статус монастыря, а в 1993 г. сёстры обрели утраченную святыню – Козельщанскую икону Божией Матери.

 

Икона после реставрации

Помимо монастырей и храмов к нам приносят на реставрацию иконы, которые хранятся дома и являются семейными реликвиями. Это бывают разные иконы: одни представляют собой прекрасные образцы русского или украинского иконописного искусства, другие – очень простенькие, скромные, но очень дороги владельцем, т.к. связаны с многолетними семейными традициями.

Например, икона «Казанской Божией Матери» (XIX в., Украина; д., м.; 31х21) до реставрации представляла собой часть доски с утраченными шпонками, осыпями красочного слоя, трещинами и царапинами, сильно загрязненную. Ей был возвращен первоначальный размер (дорощена доска, сделаны шпонки); удалены загрязнения; выполнена реконструкция и живописное восстановление.

 

                                     

                         Икона до реставрации                                                                                        Икона до реставрации (оборот)        

                                                    

Икона в процессе реставрации (подведен левкас)                                     Оборот иконы в процессе реставрации

Икона после реставрации

Вот еще пример: икона «Иисус Христос» (к. XIX – нач. ХХ в.; д., м.; 20х16). Она являет собой образец очень традиционной для России и левобережной Украины иконы, украшенной объемным окладом из фольги, с бумажными цветочками, бусинками, стразами. В данном случае, сама икона была залита воском, загрязнена; оклад сильно деформирован, порван; растительные украшения из бумаги выцвели, стали ломкими, хрупкими, частично утрачены; повсюду капли расплавленного воска, паутина, грязь; киот поломан и серьезно поврежден шашелем. Реставрационные работы были начаты прежде всего с полного демонтажа иконы: разобран по деталям оклад, освобождена от креплений в киоте икона. Затем все детали оклада и цветочных украшений были очищены от загрязнений, исправлены от деформаций, восстановлена их форма и цвет. Икона отреставрирована и монтирована в новый киот (с согласия владельца).

 

                            

                                  Икона до реставрации                    

         

Фрагменты оклада до реставрации

          

Фрагменты оклада после реставрации

       

Икона в окладе и киоте после реставрации

Иногда к нам в работу поступают иконы, которые вызывают приятный внутренний трепет от соприкосновения с прекрасным настоящим произведением искусства, таким как икона «Тайная вечеря» (XIX в.; Украина; х., м.; 61х195,5) с изображением слева – Св. Николая и Св. Понтелеймона; справа – Св. Дмитрия и Св. Марии Магдалины. И понятна, наверное, радость реставратора, когда из загрязненного, деформированного, с многочисленными утратами красочного слоя холста, после кропотливого труда по укреплению и расчистке живописи, появляется на свет великолепное произведение.

До реставрации

В процессе реставрации (удаление поверхностных загрязнений, подведен левкас)

После реставрации

Или другой, не менее интересный случай: икона «Господь Вседержитель» (XIX в., Россия, д., темпера; 31х27). Икона, видимо, для пущей красоты замазана бронзовой краской, а лики святых, по другой какой-то причине, методично мелко-мелко расцарапаны. После трудоемкой и очень кропотливой работы икона приобрела совсем иной вид.

                         

До реставрации                                                                                                  После реставрации

В мастерской происходят иногда чудесные встречи, когда жившие в действительности давным-давно исторические личности, объединенные некогда родственными узами, в наше время встречаются в образах святых, как Св. Преподобный Александр Невский и его мать Блаженная Великая Княгиня Феодосия, принявшая перед кончиной схиму с именем Евфросиния. Эта икона поступила в реставрацию как образ неизвестной монахини. А в процессе расчистки от потемневшего лака по верхнему краю изображения была обнаружена надпись: Св. преподобная княгиня Евфросиния.

                                                    

До реставрации                                                                                                                    После реставрации

Как ни приятно бывает работать с хорошими иконами, не менее чуткого внимания требуют и скромные иконы, так называемые «подокладницы», где живопись далека от совершенства, а основа представляет собой грубый, тесаный топором необработанный кусок доски. Как икона «Иисус Христос» (н. ХХв., д., м.; 25х20), которая не только была отреставрирована, но и к ней (по согласию владельца) был сделан вышитый бисером оклад и новый киот.

                              

    Икона после реставрации                                                                                                  Икона в окладе   

Икона в окладе и киоте

Эти простенькие иконы как бы хранят тепло и молитву бабушки, от бабушки передаются к матери, от нее к дочке, к внучке. Так сохраняется незримая цепочка духовных традиций. И, когда, такая икона попадает в мастерскую на реставрацию, мы не только выполняем профессиональную работу, но и стараемся внести свою, пусть маленькую, толику душевного тепла в возрождение святого образа.

Литература:

1.Исторические улицы и памятники Севастополя. – Симферополь, «Таврия», 1996

2.Зубарь В.М., Павленко Ю.В. Херсонес Таврический и распространение Христианства на Руси. Киев : «Наукова думка», 1988. – 208 с.: ил.

3.Инкерман и Инкерманский  священномученика  Климента монастырь в Крыму. Одесса, 1912

4.Чудотворные и месточтимые иконы Святой Руси, на земле Украинской просиявшие. В 3-х частях. Ч. I., Киев, 2004. – 224 с.: ил.

5.Русские святые воины. – Жития. Издание третье, дополнен. Спасский собор – «Держава», М., 2000

 

 

Источник: Одиннадцатые Крымские искусствоведческие чтения. Симферополь. 2006 год. Рыжова Т. В.