МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Реставрация произведений Ф. А.Рубо из фондов Музея героической обороны и освобождения Севастополя (к 150-летию со дня рождения художника).

 

В этом 2006 году исполнилось 150 лет со Дня рождения выдающегося художника-баталиста, основателя русской школы панорамного искусства – Франца Алексеевича Рубо.

Это событие завершает череду юбилейных дат, отмечаемых в Музее героической обороны и освобождения Севастополя: в прошлом году отмечалось 150-летие Крымской войны, 100-летие Панорамы.

Юбилею художника посвящена выставка «Франц Рубо – певец ратного подвига», открытая в выставочном зале музея. На ней представлены этюды и эскизы к панораме «Штурм 6 июня 1855 года», написанные в 1901-1902 гг, в период подготовки к созданию панорамы и фрагмент подлинного полотна -  «Черниговцы».

Француз по национальности, Франц Рубо родился в Одессе в 1856 году. Почти всю свою сознательную жизнь провел в Германии, но всегда считал себя русским художником. Художественное образование получил в Одесской рисовальной школе (с 1865 г), затем в Мюнхенской академии художеств (с1877г).Преподавал вС.-Петербургской  академии художеств (1904-1912 гг), профессор, с 1908 – академик, действительный член Академии художеств. Живописец, один из крупнейших русских баталистов. Создал документально точные, грандиозные по размерам панорамы: «Оборона Севастополя» 1901-1904 г; «Бородинская битва» 1911г. Умер в 1928 году.

Работу над Севастопольской панорамой художник начал в 1901 году, а в мае 1905 года к 50-летию героической обороны города панорама была открыта.

Во время Великой Отечественной войны здание музея пострадало от бомбардировки. Героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат удалось спасти отдельные части картины. На их основе в  1951-1954 гг новая панорама была воссоздана группой московских художников и получила название «Оборона Севастополя 1854-1855 гг»

А спасенные работы Ф. Рубо поступили на хранение в фонды музея. Но и они со временем нашли своих зрителей.  

Нашей художественно-реставрационной мастерской посчастливилось принять участие в реставрации картин Ф. Рубо. В мастерскую было передано 17 этюдов, два эскиза и подлинные фрагменты: «Даша Севастопольская» (о которой говорилось на прошлой конференции) и «Черниговцы». Некоторые отреставрированные произведения вошли в постоянную экспозицию, другие находятся на выставке «Франц Рубо – певец ратного подвига».

Среди них этюды,  два эскиза «Вид с Малахова кургана» (Х., м.; 149х162) 1901-1902г.,  «На горизонте» (Х., м.; 150х215) 1901-1902 г. и подлинный фрагмент панорамы «Черниговцы».

 

  

Эскиз "Вид с Малахова кургана"

Эскиз "На горизонте"

В 1950-е годы  над ними работала группа художников-реставраторов. Так как их работы были проведены в сжатые сроки, то не все реставрационные правила были выдержаны. Когда спустя полвека из фондов достали картины, длительное время хранившиеся на валах, то обнаружили многочисленные повреждения: на авторских холстах, дублированных на среднезернистый холст полотняного переплетения на воско-смоляной мастике, наблюдалась сильная деформация, изломы, многочисленные «воздушные подушки» вследствие раздублирования холстов (авторского и дублировочного), мелкие прорывы, в местах повреждений основы многочисленные шелушения и утраты красочного слоя, царапины, потёртости. Некоторые утраты заполнены мастикой (в качестве реставрационного грунта), большинство утрат записаны поверх мастики (либо непосредственно по холсту) масляными красками иногда плотным, иногда жидким слоем с большим заходом на авторскую живопись. Мастика положена неравномерно, во многих местах прошла на оборотную сторону дублировочного холста. С лицевой и оборотной стороны наблюдалось сильное уплотнённое поверхностное загрязнение, участки плесневого поражения.

  В процессе реставрации выполнена дезинфекция картин, проведено укрепление красочного слоя с одновременным устранением деформации основы и восстановлением дублировочной связи между холстами, заделаны прорывы, картины натянуты на сложные экспозиционные подрамники (из-за больших размеров экспонатов), удалены записи, уплотнённые поверхностные загрязнения, выполнено живописное восстановление на эскизах.

При работе над эскизами нами были приняты все необходимые реставрационные меры, позволившие экспонировать их на выставке.

 

 

Кроме того, в процессе реставрации на эскизе «На горизонте» вверху была обнаружена надпись, сделанная простым карандашом (предположительно авторская): «Батарея Яновского – батарея Будищева», ранее нигде не отмеченная. Также в некоторых местах по изображению видны авторские пометки простым карандашом, горизонтальные, зигзагообразные полосы, «галочки».

Оба эскиза и четыре пейзажных этюда (картон, гуашь): «Вид с Малахова кургана», «В районе батареи Жерве», «Английские корабли на рейде», «Северная бухта» написаны с натуры и объединены общим интересом художника к изучению рельефа местности, открывающегося с Малахова кургана. Ежедневно к восходу солнца Ф.Рубо поднимался на Малахов курган и писал виды при раннем утреннем освещении. Художник прорабатывал характерный севастопольский пейзаж – открытое море, бухты, холмы, овраги, намечал расположение некоторых бастионов и батарей.

 

          

 

          

 

В своих этюдах и эскизах Рубо, умело используя прием перспективного сокращения, передал глубину пространства с преобладанием теплых розовых тонов.

Франц Рубо с уважением относился к историческому материалу – изучал документы, архивные материалы, фронтовые записи участников обороны. Писал с натуры не только пейзажи, но и людей.

После окончания Крымской компании прошло 45 лет и в Севастополе еще помнили события оборонительной войны. Были живы ее участники и очевидцы.

В распоряжение художника выделили солдат, матросов. Они позировали, а Рубо изображал фигуры на этюдах, а в последствии на основном полотне, в отдельных моментах боя и бытовых сценах.

О главных  героях этой войны, о солдатах, матросах и офицерах, рассказывают этюды, над которыми также работали сотрудники нашей реставрационной мастерской: «Три матроса в боевой обстановке», «Горнист и заряжающий солдат», «Солдат со спины» и т.д.

 

                                       

 

 

 

На них изображены солдаты, матросы, занимающиеся своим обычным военным делом: солдат, заряжающий ружьё - «Солдат с ружьём», « Матросы, тянущие канат», «Стреляющий солдат», а также бытовые сцены жизни на войне такие привычные и необходимые: солдат, перевязывающий рану; солдат, ремонтирующий  сапог – «Раненый солдат и солдат с сапогом», «Солдат с носилками».

                

                                             

В этих этюдах художник раскрыл индивидуальные, характерные черты каждого человека. Одновременно он искал общее, что объединяло их, создавал психологический портрет защитников Севастополя. А объединяла их сила и крепость духа, вера в правое дело, служение одной цели -  защите родного города, защите независимости и чести всей России.

Все этюды написаны на картоне маслом. Состояние экспонатов, по визуальному наблюдению до реставрации, практически одинаково: деформация основы, расслоение картона по углам, местные утраты красочного слоя, потертости, сильные поверхностные загрязнения. Реставрационные меры, принятые в процессе работ над этюдами, устранили все дефекты, приобретенные за многие годы.

Но самой длительной и трудоемкой была реставрация фрагмента полотна - «Черниговцы».  Работа осложнялась размерами: 2,10х4,90, в связи с чем пришлось делать специальных стол, крепежи, растяжки,  сложный подрамник.

 

          

 

В процессе реставрации на большом живописном полотне, как и на вышеупомянутых эскизах,  сделана дезинфекция от застарелых плесневых поражений, повсеместно укреплен красочный слой с одновременным устранением деформации основы, устранены прорывы, холст натянут на подрамник, подведен тонированный грунт в местах утрат красочного слоя, удалены поздние записи масляными красками, удалены поверхностные загрязнения, картина покрыта специальным составом реставрационного лака.

 

 

Как вы знаете, на полотне панорамы Ф.Рубо изобразил военные события одного дня – 6 июня 1855 года. Шёл девятый день осады. В лучах восходящего солнца разрушенный, но гордый и непреклонный Севастополь. Только что над ним отгремела четвертая варварская бомбардировка. Всюду видны ее страшные следы: огромные массы людей – солдаты, матросы, атаки и контратаки – все в движении.

На фрагменте полотна – солдаты Черниговского полка* спешат на помощь защитникам Малахова кургана. Все  пронизано единым порывом -  выстоять, победить. Художнику-реалисту Ф. Рубо удалось раскрыть на полотне панорамы суровую правду войны, лишения, страдания непокорного Севастополя, бессмертный героизм и стойкость его воинов, жителей, передать духовную силу защитников черноморской твердыни.

Фрагмент полотна «Черниговцы» занял центральное место в экспозиции выставки.

Все этюды, эскизы и сохранившиеся фрагменты панорамы Ф.Рубо имеют самостоятельное художественное значение и представляют творческий путь художника от написания этюда, эскиза, до создания целого полотна панорамы «Штурм 6 июня 1855 года».

Кроме перечисленных работ, отреставрированных нашей мастерской,  мы принимали участие в создании каталога «Этюды и эскизы Ф.А.Рубо к  Панораме «Штурм 6 июня 1855 года» из коллекции Музея героической обороны и освобождения Севастополя, подготовленного к открытию юбилейной выставки.

 

* 15 пехотный Черниговский генерал-фельдмаршала графа Дибича Забалканского полк (I бригада 8пехотной дивизии 3 армейского корпуса). Сформирован в 1708 г., участвовал во многих военных событиях. Например: 1812г. – Бородино, бился у Шевардинских редутов. 1821-1822 – офицеры полка участвовали в создании «Южного тайного общества» декабристов (подполковник С.И. Муравьёв-Апостол, подпоручик М.П. Бестужев-Рюмин). Полк участвовал в русско-турецкой войне в боевых действиях на Балканском театре. 1853-1856 – Крымская война. 1854 – осада крепости Силистрия. 1855 – участвовал в обороне Севастополя на Малаховом кургане – с батальонами Полтавского полка (командир князь Урусов) и батальоном Суздальского полка (командир подполковник Трунов) под общим руководством генерала Хрулёва атаковали Камчатский люнет – все четыре батальона приняли участие в отражении штурма Малахова кургана  6 июня 1855г.    

 

Литература:

1. Русские художники XVIII – XX вв. Соловьёв В.Д.  Справочник. М., 1994

2. Панорама «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» ; К., «Мистецтво», 1990

3. Этюды и эскизы Ф.А.Рубо к Панораме «Штурм 6 июня 1855 г.» ; Каталог. -  Изд-во «ПолиПРЭСС», Симферополь, 2006

4. Вошедшие в бессмертие. Задорожная Н. Исторические очерки. –  Изд-во «Таврида», Симферополь, 1972

5. Бастионы Севастополя. Шавшин В.Г. – Изд-во «Таврида», Симферополь, 1989


 

 

Источник: Одиннадцатые Крымские искусствоведческие чтения. Симферополь. 2006 год. Титова Е. П.