МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

 

Реставрация двусторонней иконы XIX века  - Святой Афанасий Великий Патриарх Александрийский.

 

В художественно-реставрационную мастерскую из частной коллекции поступила  на реставрацию икона XIX века: «Святой Афанасий Великий – Патриарх Александрийский» (Холст, масло; 84х66,5).

За все время работы мастерской были отреставрированы двусторонние иконы на дереве и на латунной пластине. Первый раз поступила двусторонняя икона, выполненная на холсте.

Традиционно иконы писались на досках, но еще в старых изданиях и рукописях можно встретить непривычное название икон – «полотенца», или «праздники и святые на полотенцах». Так именовались небольшие иконы (обычно двусторонние) на холсте, иногда окаймленные рамочками. В XX веке их стали называть таблетками.

С какого времени их стали изготовлять, не известно. Самые ранние из известных нам таблеток относятся к концу XV века. Предполагают, что еще раньше художники, отправляясь в другие страны и города, возили с собой подобные портативные иконы в качестве образцов.

В русских церквях в дни праздников их помещали вместо обычных икон на досках на аналоях (специальных высоких подставках). Размеры таблеток невелики – приблизительно 25×20 см.

В нашем случае размеры иконы намного превышают размеры таблеток : 84х66,5.  На одной стороне иконы изображен Святой Афанасий Великий – Патриарх Александрийский, 293 года рождения н. э., вождь Церкви в борьбе с арианством. Этот великий святитель был ревностным защитником православия против еретиков-ариан*. Афанасий Великий был выразителем настроения людей своего века. Он оставил значительное литературное наследие, много сочинений, представляющих собою вековечный памятник несокрушимости православия никакими врагами. Скончался в 373 году н.э.

 

 

Память его празднуется церковью 18 января и 2 мая.

На иконе Святой Афанасий держит в руке книгу, раскрытую на странице Евангелие от Матфея, глава 5, стих 14, 15. « 14Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.» Текст написан на церковнославянском языке.

 

Фрагмент иконы в процессе реставрации

Фрагмент иконы после реставрации

Необходимо отметить, что иконографическое изображение Святого Афанасия встречается редко, тем более на двусторонних иконах.

На другой стороне иконы изображен один из редких сюжетов в Евангелие – Воскресение Христово: праздник всех праздников.

 

 

-  После распятия Христа ученики разочаровались в своём Учителе. Даже первые свидетельства жён-мироносиц о воскресении Спасителя были восприняты ими с немалыми сомнениями. В мировой живописи этот сюжет  Евангелие интерпретируют по-разному: в композициях присутствуют или ученики Христа, или жёны-мироносицы, или римские воины, участвовавшие в казни (в частности как на представленной иконе). Между тем, не случись этого великого исторического события: Воскресения Иисуса Христа, - не было бы Православия как такового. Вот как описывает это событие святой апостол-евангелист Матфей: «…И земля потрясеся: и камение распадеся: и гробы отверзошася: и многа телеса усопших святых восташа: и изшедше из гроб, по воскресении Его, внизоша во святой град и явишася мнозем.» (Евангелие от Матфея – Мф. 27:51) 

Чтобы понять и оценить сложность реставрации данной иконы, сравним технологические особенности изготовления древних двусторонних икон и более поздних, в частности «Святого Афанасия».

Основа состояла обычно из двух склеенных между собой холстин; иногда между ними положен еще слой бумаги. Склеенные полотна покрывали с обеих сторон слоем левкаса обычной толщины, как на досках. Так что основная толщина таблетки достигалась за счет двух слоев левкаса.

Благодаря равномерности строения ткани и ее сравнительно небольшой толщине по отношению к слою левкаса, такая основа не оказывает влияния на сохранность произведения, то есть, не способна вызвать изменения или разрушения слоев левкаса и живописи. Но сами таблетки недостаточно прочны. Поэтому иногда их при изготовлении заключали в рамки из тонких реек.

Икона, которая поступила в мастерскую, выполнена на одном льняном холсте плотного полотняного переплетения, с нанесённым с двух сторон толстым слоем левкаса, к сожалению, в очень плохом состоянии. На ней наблюдалось очень много утрат левкаса и красочного слоя с обеих сторон. При этом было замечено вмешательство предшествующих «реставраторов» - в некоторых местах утрат был небрежно нанесен подкрашенный «грунт». На иконе отсутствовали кромки, по неровности краев можно предположить, что она была вырезана или срезана с основы.

После изучения сохранности иконы приступили к реставрации.

Было выполнено укрепление всей площади красочного слоя с двух сторон специальными реставрационными утюжками с применением папиросной бумаги, фторопластовой пленки и фланели. Сложность заключалась в том, чтобы под их давлением не повредить красочный слой оборотной стороны, а также удалить все неровности поврежденной поверхности левкаса. Следующий этап – дублирование кромок встык. То есть, кромки с авторским холстом соединялись с помощью специальной проклейки и перемычек. Этот процесс должен быть выполнен так, чтобы при натяжке на подрамник кромки не отклеились от холста и выполнили свое утилитарное назначение. Далее наносился реставрационный грунт в местах утрат. Сложность в том, чтобы при удалении излишков нанесенного грунта уравнять его с оставшимся авторским толстым слоем левкаса и красочного слоя. Следующим этапом выполнено удаление поверхностных загрязнений, которые включали в себя пыль, копоть и состарившийся лак. Затем икона была покрыта реставрационным лаком. Дальше следовал заключительный процесс – тонирование, один из самых основных и сложных процессов. Необходимо было понять технику письма автора и слиться с ней воедино.

 

             

В процессе реставрации                                                                                                                  После реставрации

       

В процессе реставрации                                                                                                           После реставрации

 

Для данной иконы были изготовлены специальный подрамник и рама. Структуру рамы, можно сравнить с пяльцами.

Таким образом, реставрация и исследование данной иконы показали, что это один из редких памятников культуры, дошедших, к счастью до нас, и сохранённый, отражающий  значимую частичку нашего духовного наследия.

 


* Еретики-ариане – учили, что Христос был существо сотворенное, не вечно сущее и не одной и той же природы с Богом Отцом. Имя свое эта ересь получила от пресвитера Александрийской церкви Ария, который начал проповедовать эти мысли в 319 году.

 

Литература:

 

1. Реставрация станковой темперной живописи: Учебник/ Под ред. В. В. Филатова. – М.: Изобраз. искусство, 1986. – 264 с.: ил.

2. Реставрация произведений станковой масляной живописи. Учеб. пособие для средних худож. заведений. М., «Искусство», 1977.

3. Христианство. Энциклопедический словарь в 2 т.: 1 т.: А. – К./ Ред. кол.: С. С. Аверижцев (гл. ред.) и др. – М.: БРЭ, 1993. – 863 с.

4. Иллюстрированное Евангелие. – М.: ОАМА Медиа Групп, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006. – 576 с.: ил.

5. Евангелие. Репринтное воспроизведение издания 1893 г. Издательство «Отчий дом». Москва. 1998.               

 

Источник: IХ Международная научно-практическая конференция «Исследования, консервация и реставрация музейных памятников: достижения, тенденции развития». Киев. 2013 год. Ваулина А. П.