МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Особенности реставрации западно-украинской полихромной скульптуры 

 

Севастопольская художественно-реставрационная мастерская в сентябре 2006 г. приняла от частного заказчика полихромную скульптуру, привезённую из Ивано-Франковской области. Скульптура, выполненная из цельного массива дерева (липы) в технике полукруглой резьбы, с выбранной стамеской внутренней частью, и декорированная позолотой, изображала стоящего в священном облачении с палицей мужчину, держащего в левой руке Священное Писание, а правой рукой указывающего в небо. Авторская полихромия выполнена в технике темперной живописи. Сусальное золото положено традиционно по красному полименту.

Время создания памятника культуры относится к концу XIX – началу XX веков. На обороте по основе процарапан год 1911, возможно это и есть год создания скульптуры.

 

 

При поступлении в реставрацию поверхность скульптуры имела множество осыпей красочного слоя и позолоты. Во многих участках  отклеивались высохшие, когда-то наспех приклеенные заклейки из карандашного полуватмана и др. бумаги, что привело к безвозвратным утратам авторской полихромии. Паволока местами не держалась на основе. Между паволокой и красочным слоем – большое количество вздутий (воздушных пузырей). Некоторые фрагменты полихромии осыпались, а другие готовы были осыпаться в любой момент. Поверхность живописи имела многочисленные повреждения, царапины и надрезы от острых предметов или инструментов, потёртости позолоты. На голове множество мелких сколов резьбы и механические повреждения.

 

                                               

 

 

На скульптуре осталось много следов от ходов жуков-древоточцев, проевших основу насквозь. От высыхания древесины появились глубокие трещины, а на выступающих частях – сколы.

 

   

 

   

 

Скорее всего, причиной большинства повреждений и утрат послужили неблагоприятные условия хранения, небрежное отношение при транспортировке, воздействие биологических и химических факторов.

Главной задачей реставрации была тщательная консервация и лёгкое восстановление утрат, чтобы внешний вид скульптуры не утратил духа той эпохи, в которую её создали.

С поверхности смыты заклейки из полуватмана.

Проведено профилактическое укрепление через микалентную бумагу в тех участках, которые могли осыпаться в любой момент, а после этого практическое укрепление через папиросную бумагу при невысокой температуре нагрева  с помощью специальных реставрационных утюжков и электрошпателя, изготовленного специально из паяльника низкой мощности для укрепления полихромии в труднодоступных местах.

Подклеены желатиновым клеем отделившиеся от основы фрагменты позолоты и полихромии.

 

 

 

 

Удалены поверхностные загрязнения.

Восполнена деревянная основа с помощью вставок, заплат, шпаклёвок из опилок и желатинового клея.

Поражённые от жуков-точильщиков поверхности, практически вся поверхность скульптуры, несколько раз с перерывами через 3 дня промазана флейцем 10%-м раствором пентахлорфенолята натрия в ацетоне, а затем ксиламоном. В труднодоступные участки раствор вводился инъекциями через шприц.

 

 

 

Поверхность, не имеющая красочного слоя изначально, покрыта воском, а на остальной поверхности после предварительного укрепления, восстановлен левкас, позолота, красочный слой.

Реконструирован сколотый угол переплёта Священного Писания.

По желанию заказчика не восстанавливалась недостающая часть указующего перста, а в некоторых местах позолота оставлена потёртой, так чтобы сквозь неё проглядывал красный полимент.

 

 

 

Для придания скульптуре большей устойчивости восстановлена передняя часть постамента.

Участки авторского левкаса в местах утрат красочного слоя были затонированы акварельными красками (пуантелью) и акриловым золотом.

На поверхности, покрытые полихромией, нанесён защитный слой матового лака с антиокислителем.

Проведённые реставрационные работы дали предполагаемый результат: первоначальный вид скульптуры в значительной степени восстановлен.

 

 

В процессе реставрации священнослужитель по облачению и другим признакам определён как святитель, епископ, который, возглавляя христианскую общину, своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществлял промысел Бо­жий о Церкви как о Теле Христовом:

- омофор, длинный лентообразный плат на плечах, украшенный крестами, является обязательной частью облачения епископа и символизирует заблудшую овцу, которую добрый евангельский пастырь несёт на своих плечах домой;

- саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; имели право носить только епископы;

- палицей, висящей на поясе с правой стороны, награждали епископов за определённые заслуги.

Традиционная поза изображаемого (левая рука с книгой, а правая рука поднята в благославляющем жесте) характерная для изображения святителей.

 

Литература:

1. Воронцов А. И. «Насекомые – разрушители древесины». – М.: Лесн. Помышленность, 1981. – 176 с., ил.;

2. Реставрація музейних пам’яток в сучасних умовах. Проблеми та шляхи їх вирішення. Тези доповідей IV Міжнародної науково-практичної конференції. 20-23 травня 2003. – К., 2003. – 212 с.;

3. Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам’яток. Тези доповідей V Міжнародної науково-практичної конференції. 23-27 травня 2005 р. – К., 2005. – 420 с.;

4. Дерево в архитектуре и скульптуре слявян / Колл. Авторов. Сокр. Пер. с фр. – М.: Советский художник, 1987 – 272 с., ил.;

5. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстраціями. Сост.: Протоіерей Серафимъ Слободской. – Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. U. S. A., 1999 – 722 с., ил.;

6. http://g-vik.narod.ru/2002/n15/02_15s8.htm (2007)

Источник: Двенадцатые Крымские искусствоведческие чтения. Симферополь. 2007 год. Ярославцев В. В.