Особенности реставрации западно-украинской полихромной скульптуры
Севастопольская художественно-реставрационная мастерская в сентябре 2006 г. приняла от частного заказчика полихромную скульптуру, привезённую из Ивано-Франковской области. Скульптура, выполненная из цельного массива дерева (липы) в технике полукруглой резьбы, с выбранной стамеской внутренней частью, и декорированная позолотой, изображала стоящего в священном облачении с палицей мужчину, держащего в левой руке Священное Писание, а правой рукой указывающего в небо. Авторская полихромия выполнена в технике темперной живописи. Сусальное золото положено традиционно по красному полименту.
Время создания памятника культуры относится к концу XIX – началу XX веков. На обороте по основе процарапан год 1911, возможно это и есть год создания скульптуры.
При поступлении в реставрацию поверхность скульптуры имела множество осыпей красочного слоя и позолоты. Во многих участках отклеивались высохшие, когда-то наспех приклеенные заклейки из карандашного полуватмана и др. бумаги, что привело к безвозвратным утратам авторской полихромии. Паволока местами не держалась на основе. Между паволокой и красочным слоем – большое количество вздутий (воздушных пузырей). Некоторые фрагменты полихромии осыпались, а другие готовы были осыпаться в любой момент. Поверхность живописи имела многочисленные повреждения, царапины и надрезы от острых предметов или инструментов, потёртости позолоты. На голове множество мелких сколов резьбы и механические повреждения.
На скульптуре осталось много следов от ходов жуков-древоточцев, проевших основу насквозь. От высыхания древесины появились глубокие трещины, а на выступающих частях – сколы.
Скорее всего, причиной большинства повреждений и утрат послужили неблагоприятные условия хранения, небрежное отношение при транспортировке, воздействие биологических и химических факторов.
Главной задачей реставрации была тщательная консервация и лёгкое восстановление утрат, чтобы внешний вид скульптуры не утратил духа той эпохи, в которую её создали.
С поверхности смыты заклейки из полуватмана.
Проведено профилактическое укрепление через микалентную бумагу в тех участках, которые могли осыпаться в любой момент, а после этого практическое укрепление через папиросную бумагу при невысокой температуре нагрева с помощью специальных реставрационных утюжков и электрошпателя, изготовленного специально из паяльника низкой мощности для укрепления полихромии в труднодоступных местах.
Подклеены желатиновым клеем отделившиеся от основы фрагменты позолоты и полихромии.
Удалены поверхностные загрязнения.
Восполнена деревянная основа с помощью вставок, заплат, шпаклёвок из опилок и желатинового клея.
Поражённые от жуков-точильщиков поверхности, практически вся поверхность скульптуры, несколько раз с перерывами через 3 дня промазана флейцем 10%-м раствором пентахлорфенолята натрия в ацетоне, а затем ксиламоном. В труднодоступные участки раствор вводился инъекциями через шприц.
Поверхность, не имеющая красочного слоя изначально, покрыта воском, а на остальной поверхности после предварительного укрепления, восстановлен левкас, позолота, красочный слой.
Реконструирован сколотый угол переплёта Священного Писания.
По желанию заказчика не восстанавливалась недостающая часть указующего перста, а в некоторых местах позолота оставлена потёртой, так чтобы сквозь неё проглядывал красный полимент.
Для придания скульптуре большей устойчивости восстановлена передняя часть постамента.
Участки авторского левкаса в местах утрат красочного слоя были затонированы акварельными красками (пуантелью) и акриловым золотом.
На поверхности, покрытые полихромией, нанесён защитный слой матового лака с антиокислителем.
Проведённые реставрационные работы дали предполагаемый результат: первоначальный вид скульптуры в значительной степени восстановлен.
В процессе реставрации священнослужитель по облачению и другим признакам определён как святитель, епископ, который, возглавляя христианскую общину, своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществлял промысел Божий о Церкви как о Теле Христовом:
- омофор, длинный лентообразный плат на плечах, украшенный крестами, является обязательной частью облачения епископа и символизирует заблудшую овцу, которую добрый евангельский пастырь несёт на своих плечах домой;
- саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; имели право носить только епископы;
- палицей, висящей на поясе с правой стороны, награждали епископов за определённые заслуги.
Традиционная поза изображаемого (левая рука с книгой, а правая рука поднята в благославляющем жесте) характерная для изображения святителей.
Литература:
1. Воронцов А. И. «Насекомые – разрушители древесины». – М.: Лесн. Помышленность, 1981. – 176 с., ил.;
2. Реставрація музейних пам’яток в сучасних умовах. Проблеми та шляхи їх вирішення. Тези доповідей IV Міжнародної науково-практичної конференції. 20-23 травня 2003. – К., 2003. – 212 с.;
3. Проблеми збереження, консервації, реставрації та експертизи музейних пам’яток. Тези доповідей V Міжнародної науково-практичної конференції. 23-27 травня 2005 р. – К., 2005. – 420 с.;
4. Дерево в архитектуре и скульптуре слявян / Колл. Авторов. Сокр. Пер. с фр. – М.: Советский художник, 1987 – 272 с., ил.;
5. Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстраціями. Сост.: Протоіерей Серафимъ Слободской. – Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. U. S. A., 1999 – 722 с., ил.;