МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

         Реставрация крупноформатных произведений станковой масляной живописи и диорам в практике Севастопольской художественно -реставрационной мастерской.  

 

В рабочей практике Севастопольской художественно- реставрационной мастерской приходилось сталкиваться с произведениями искусства разного времени, разных стран, художественных школ, стилевых направлений, именами очень многих художников. И случалось так, что только неотложная реставрационная помощь помогала вернуть к жизни не только просто прекрасное произведение, но, своего рода, свидетельство ушедшей эпохи, свидетельство неповторимого уникального периода в развитии истории мирового искусства. Таким примером может служить искусство соцреализма – связанного с периодом развития социалистического строя в целом ряде стран, который захватывает временной исторический отрезок примерно с 1917 года до начала 1990-х годов. Художники, вдохновляясь идеями нового общественного строя, ставили пред собой задачи развития и обогащения реалистического искусства, обращались к современности, к жизни рабочих и крестьян, к их труду, быту, службе в Красной армии, создавали портреты деятелей революции и героев труда; следуя лозунгу - «Искусство принадлежит народу».

Но, если от глобальных масштабов, обратить внимание на более близкое нам время, то мы увидим как широко, многообразно и интересно представлено искусство социалистического реализма у нас в Крыму. Крымские художники в своих полотнах отображали различные исторические события: гражданскую и Великую Отечественную войну, созидательные будни, строительство городов и труд колхозников, жизнь нашего многонационального края. Например:

Петров М. «Всадники» (х./м.; 150×298)

Скорубский П.  «Вставай проклятьем заклеймённый…» (х./м.; 187×417)

Грачёв О., Мамчич С. «Танковое сражение» (х./м.; 149×298)

Произведения этого периода очень часто носили тематический характер, были крупноформатными, предназначались для экспонирования в больших выставочных залах, их использовали для украшения административных зданий, клубов, домов отдыха и пансионатов, актовых залов в воинских частях и других общественных помещений.

Но, к сожалению, реставраторы в своей работе соприкасаются с произведениями искусства, не в самый лучший период их жизни. Сменился общественный строй, изменилось время, поменялись приоритеты в искусстве. Тематические картины становятся невостребованными. Не оставшиеся у автора, или не попавшие после выставок в музеи или галереи, они порой попадают в условия, которые ведут их к уничтожению. Их убирают в сараи, на чердаки, выбрасывают на свалку. Но всё-таки многие из них удаётся спасти; сохранить произведения, которые являются определённым этапом в жизни художников, чьё творчество пришлось на неповторимый и уникальный период в мировом искусстве.

Вот один из интересных примеров в практике реставрационной мастерской за последнее время - это картина 1961 года «Фрунзе и Чапаев под Уфой» (х., м.; 2,47х4,52), созданная по заказу в воинскую часть группой студентов Ленинградского Художественно- промышленного училища; на реставрацию поступила от  частного  лица. Произведение было небрежно скручено в свёрток, несколько раз сложено; холст сильно пересушен, поэтому имел сильные разрывы, грубо склеенные лейкопластырем и изолентой.

Когда реставраторы развернули рулон, предстало зрелище буквально изувеченного полотна: на холсте не было «живого места», основа состояла из ленточек и кусочков холста; несколько фрагментов утрачены; повсеместно многочисленные утраты красочного слоя. В довершение всего картина была покрыта толстым слоем пожелтевшего лака. Сложность работы состояла даже не в многочисленных повреждениях, сколько в  габаритах произведения. Для укрепления красочного слоя, заделки прорывов и дальнейшей работы были сделаны две «катушки» и рабочий подрамник.

Укрепление картины выполнено  с лицевой и оборотной стороны, заделаны все прорывы, изломы пересушенных нитей холста, вклеены недостающие фрагменты основы.  Одним из самых сложных этапов в работе – было удаление лака. Толстый, пожелтевший лаковый слой  в некоторых местах был утрачен, кое-где шелушился и осыпался чешуйками. Для уточнения его состава  при подборе растворителей, был сделан химический анализ, показавший что картина покрыта старым масляным лаком на основе твёрдых смол, который в основном  применялся при производстве мебели.

Длительно и кропотливо выполнен процесс тонировок.

Для хранения такого крупноформатного произведения была изготовлена специальная катушка – вал; картина снята с рабочего подрамника, накатана на вал, упакована.

Опыт работы с большемерными картинами позволил сотрудникам СХРМ выполнить реставрацию трёх диорам в экспозициях Севастопольских музеев. О работе над Диорамой «Подземная минная война за Севастополь» (холст, масло, 36 кв. м.; предметный план 38 кв. м.; потолок 15 кв. м.) в экспозиции Музея героической обороны и освобождения Севастополя уже рассказывалось на одной из предыдущих конференций. Кратко напомним.

 В 1958 году Диорама была создана художниками Гранди В.И. и Беляевым Б.Н. В конце 1980-х годов, в виду плохой сохранности, Диорама была законсервирована и закрыта для показа посетителям музея.  К юбилею обороны Севастополя и к 100-летию создания Панорамы Ф.А. Рубо сотрудниками музея было принято решение открыть этот интереснейший экспонат для зрителей. Специалисты Севастопольской художественно-реставрационной мастерской выполнили полностью реставрацию живописного полотна, предметного плана и потолка, имитирующего земляной свод. В мае 2005 года после долгого перерыва Диораму увидели первые зрители.

Две другие диорамы, которые делали реставраторы СХРМ в 2011 году, находятся в экспозиции Музея Краснознамённого Черноморского  флота Российской Федерации.

Небольшое произведение художника Петрова И.С. «Новороссийская десантная операция 10 сентября 1943 года» (холст, масло, 4,5 кв. м.; предметный план – 1,5 кв. м.) находится в специально смонтированной нише в углу зала, экспозиция которого посвящена событиям Великой Отечественной войны.

К счастью этот экспонат оказался почти в удовлетворительном состоянии т.к. длительное время после создания был закрыт от посетителей. Для того, чтобы представить диораму зрителям, повсеместно были удалены уплотнённые пылевые загрязнения и на живописном полотне и на предметном плане. Кроме этого на предметном плане демонтированы и отреставрированы предметы-муляжи: плиты перекрытий блиндажа, брёвна бруствера, пушка и гильзы от снарядов, колючая проволока, противотанковые «ежи». Так же был восстановлен рельеф предметного плана:  незначительные утраты восполнены реставрационным левкасом, тонированы масляными красками.

Вторая диорама «Учение на Краснознамённом Черноморском флоте» создана художником Мальцевым П.Т. в 1968 году (холст, масло, 28 кв. м.; предметный план 15 кв. м.).

В книге Г. Кучеренко «Эстафета традиций. Грековцы.» она названа «первой советской диорамой, посвящённой боевой учёбе Военно-Морского Флота наших дней». В 1960-е годы под музейный зал, рассказывающий о послевоенном и современном периодах развития Черноморского флота, было приспособлено здание Храма Архистратига Михаила, восстановленного из руин после Великой Отечественной войны. Диорама расположилась в алтарной его части. Реставрация стала необходима экспонату из-за повреждения крыши, когда вода от дождей просачивалась внутрь. Нависающий над живописным полотном карниз, защитил его от прямого попадания воды. Но некоторые повреждения появились  на предметном плане и повсеместно образовались сильные загрязнения от подтёков извести, отслоений штукатурки и мусора. Первым делом до проведения реставрационных работ на Диораме, был сделан ремонт крыши с внешней стороны и перекрытия с внутренней. Надо отметить, что конструкция предметного плана художником очень удобно продумана – она свободно выдвигается вперёд, не смотря на размеры. Для сравнения: при реставрации Диорамы «Подземная минная война….» был сделан специальный подиум-настил, который устанавливался так,  чтобы можно было свободно перемещаться реставраторам при работе с потолком и живописным полотном, не повредив предметный план. В случае с «Учением на Черноморском Флоте»  появилась возможность даже установить лестницу и «леса» при работе с живописным полотном, а поверхность предметного плана имела доступ со всех сторон.

В процессе реставрации на живописи выполнено местное укрепление красочного слоя, подведён грунт и сделаны тонировки, удален толстый слой пылевых загрязнений, подтёки. На предметном плане, пострадавшем сильнее, был выполнен целый ряд реставрационных мероприятий: удалён строительный мусор (мелкие камни, куски штукатурки) из-под предметного плана и из-под нижнего края живописного полотна; с карниза над полотном и с полукруглого навеса над предметным планом; выполнен ремонт деревянной конструкции под предметным планом; укреплена поверхность предметного плана: сделана проклейка в местах утрат, восполнены изобразительные элементы (камни, земля), удалены загрязнения с поверхности,  выполнены тонировки масляными красками, повсеместно поверхность покрыта закрепляющим составом.

Во время ремонта было демонтировано старое обрамление Диорамы, заменены витрины в экспозиции на более современные. Поэтому  сотрудниками музея было решено переоформить и нишу в зале, где находится Диорама. Реставраторы предложили, исходя из возможности музея,   выполнить декорирование тканью: внутренние части ниши (карниз и навес) в тон живописи – сиренево-голубой, а внешнюю часть – светло коричневой под цвет витрин и панели, закрывающей нижнюю часть предметного плана.     

  

Приведённые выше примеры – это только часть восстановленных произведений уникального периода истории искусства. Они продолжают поступать в реставрационную мастерскую, и мы надеемся, что с нашей помощью они приобретут  вторую жизнь.

Источник: IХ Международная научно-практическая конференция «Исследования, консервация и реставрация музейных памятников: достижения, тенденции развития». Киев. 2013 год. Рыжова Т. В., Ваулина В. А.