МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Просветление икон

Как сообщалось, в дни 160-й годовщины начала Крымской войны в залах Военно-исторического музея Черноморского флота выставлялись два уникальных экспоната - иконы, возвращенные усилиями патриотов Севастополя и служителей Православной церкви из Великобритании на родную землю. Они уже побывали в Свято-Никольском храме, где состоялся торжественый молебен в честь памяти русских воинов, павших в Крымскую войну, потом находились во Владимирском соборе - усыпальнице адмиралов. И многие из прикасавшихся взором к святыням ощущали: они, словно возвращаясь из небытия, просветляются.

 

Однако с иконами, осенявшими защитников черноморской крепости в тяжелейшие дни первой обороны Севастополя, происходили не только чудотворные преобразования. Во время их нахождения во Владимирском соборе - усыпальнице адмиралов произошел аномальный скачок - резкое похолодание, и соблюсти необходимый температурно-влажностный режим хранения раритетов не удалось. В результате им срочно понадобилась помощь реставраторов.

Общественные попечители Инкерманского Свято-Климентовского монастыря (куда святыни будут переданы на постоянное хранение), его настоятель доверили сотрудникам флотского музея организовать срочную "аварийно-спасательную операцию". Начальник нашей прославленной сокровищницы капитан 3 ранга Сергей Солинский, научный сотрудник музея Зинаида Богоявленская обратились к самому авторитетному в этой области севастопольскому специалисту - художнику-реставратору с 35-летним профессиональным стажем Татьяне Рыжовой.

И вот тяжелые застекленные киоты с древними досками через тишину залов (для работы был специально назначен день, когда здесь нет гостей) осторожно перенесены на столы просторной светлой "операционной". Татьяна Владимировна Рыжова , ее коллега и дочь Мария, подготовив материалы, инструменты, бережно открывают "контейнеры", неторопливо приступают к необходимым манипуляциям. Они сразу подтверждают правильность решения о необходимости срочных реставрационных мер, ведь видели раритеты сразу после их возвращения в отеческие пределы. Да, холод нанес на изображения пятна тончайшей, словно восковой белесости. Этот процесс необходимо остановить, произвести регенерацию красок, восстановить покрытие. При этом каждый этап работы подробно фиксируется, чтобы "история болезни" подтвердила - никакого "новодела" не производится, иконам возвращается присущий им по возрасту и исполнению вид.

- Если не соблюдать эти правила, - поясняет по нашей просьбе Татьяна Владимировна, - с образами происходит то, что , увы, уже случилось с некоторыми участками икон. Стараясь обновить их, прежние владельцы, вероятно, очень неграмотно "чистили" изображение. Например, на малой иконе, где изображены Святая Анна, Святой Феодор Стратилат, Святая Троица, почти, совсем утерян лик матери Богородицы. Анна - "милость", "благодать", символ врачевания, ее образ рядом с покровителем воинства Феодором был невероятно востребован для воюющих за Севастополь наших бойцов. Но и для похитителей икон они были ценны, так что лик Святой Анны, по всей видимости, "обмывали" с усердием. Но она, словно отвернувшись от захватчиков, исчезла с их глаз. А здесь, на родной земле, образ даже через века прочитался.

Реставраторы участок за участком проводили реконструкцию поверхности икон, рассказывали об их истории. Уже упомянута малая, скорее всего патрональная, она могла быть вкладом небесным покровителям от частных лиц. Большая икона - с изображением святителя Петра, митрополита Московского, святителя Мирликийского - близка к храмовой, а может быть, полковой. Обе они, без всякого сомнения, подлинные, вернувшиеся к нам из времен Крымской войны и первой обороны Севастополя.

Возвращенные на Родину святыни просветляются на глазах верующих. А на наших глазах это происходило под искусными руками мастеров живописной реставрации. Низкий поклон всем, кто совершил чудо подвижничества, щедрости и духовности!

 

 

 

Источник: Газета "Флаг Родины" №117 (26880) от 19 октября 2013 года Наталия Микиртумова