МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Общие рекомендации по упаковке и транспортировке произведений станковой масляной живописи.

  Перевозка произведений искусства – сложная проблема, требующая учёта вида и состояния экспонатов, индивидуального способа их упаковки, транспортных средств, а также атмосферных условий в местах вывоза произведений.

  Упаковка музейных экспонатов, особенно масляной живописи, и доставка их к местам временных выставок должны предусматривать и обеспечивать полную сохранность произведений, защиту их от различных заболеваний и загрязнений в пути. Одним из основных требований к упаковке является создание для картин температурно-влажностного режима возможно близкого к тому, в котором они находятся постоянно. Для этого возможно использование буферных климатических кассет, которые применяются для поддержания микроклимата внутри витрин с помощью пластин и гранулята Арт-Сорб.        Поддержание постоянной температуры и относительной влажности в ящике или контейнере, в который помещены экспонаты, является делом трудным, поэтому при перевозке постоянству окружающей среды должно уделяться внимание не меньше, чем в музее. Нужно упаковывать картины таким образом, чтобы посторонние предметы не касались живописи, стараться смягчить всякого рода вибрацию, которая могла бы вызвать повреждение живописи и основы. Материал, употребляемый для изготовления ящиков и для упаковки, форма ящика, методы упаковки, - всё должно  быть выбрано с целью обеспечения эффективной термоизоляции и сведения механических воздействий на произведения искусства до минимума.

  При упаковке, транспортировке и распаковке должны быть соблюдены все меры предосторожности. Ящик и все упаковочные приспособления предварительно в течение двух или более недель выдерживаются для акклиматизации в условиях желательного температурно-влажностного режима;  упаковку следует производить при заранее установленной  температуре и относительной влажности. При транспортировке следует строго соблюдать правила погрузки; избегать вибрации и толчков. Наружная температура должна обязательно приниматься во внимание. По прибытии на место ящики, во избежание конденсата, остаются закрытыми в течение 24 часов для установления  температурного равновесия.  Открытые ящики и упаковочные материалы должны храниться в тех же самых температурно-влажностных условиях.

  Упаковочная тара должна надёжно защищать перевозимые предметы и при этом быть достаточно лёгкой и удобной в обращении. Ящики для упаковки следует изготавливать из двойной фанеры. Фанера должна быть хорошего качества, не повреждённая микроорганизмами. Желательно применять фанеру, изготовленную на синтетических смолах. Крупные ящики необходимо изготавливать из листов фанеры общей толщиной не менее 12 мм. При изготовлении ящиков с двойными-тройными фанерными стенками необходимо учитывать перпендикулярность направления волокон в слоях фанеры во избежание прогибания  её. Бруски следует ставить в клетку на расстоянии не более, чем 50 см и крепить к фанере шурупами (крепление гвоздями допускается только в порядке исключения).

  Внутренние стенки ящика обиваются фанерой и оклеиваются пыленепроницаемым  и влагонепроницаемым материалом  -  клеёнкой, дерматином или технической  бумагой на полимерных клеях. При этом следует вводить в клей антисептик. Размер материала должен превышать размер каждой стороны ящика на 15 см. Крышка ящика с внутренней стороны также оклеивается клеёнкой и крепится на болтах с шайбами, для которых заранее подготавливаются гнёзда. Не рекомендуется закреплять крышку гвоздями. Края крышки оклеиваются полосами микропористой резины. Упаковочные ящики необходимо по краям окантовывать полосками оцинкованного железа после упаковки картины и закрепления крышки.  По нижней стороне ящика делаются салазки, а по бокам прикрепляются деревянные бруски-ручки.

  Снаружи ящики должны обязательно окрашиваться масляной, нитро или другой влагонепроницаемой  краской.     

  На ящике трафаретом ставятся номер и шифр, маркировка, предупреждающая о необходимости хранить предметы от сырости, и маркировка, фиксирующая вес, указываются верх и низ, а также делаются предупреждающие надписи – «не кантовать» и т.д.

  Желательно, чтобы вес ящика  с  картиной не превышал 100 кг.

  Произведения живописи могут упаковываться как вместе с рамами, так и без рам. В случае транспортировки картин в рамах, картины перед упаковкой демонтируются. Все предметы перед упаковкой обёртываются крафтом или обёрточной бумагой. Предварительно они обёртываются фланелью или байкой, а живописная поверхность закрывается микалентной или папиросной бумагой, листом оргалита или плотного картона в размер картины.  Запрещается закалывать края обёрточной бумаги кнопками, булавками во избежание повреждения  экспоната. Углы лепных или резных рам обкладываются поролоновыми или ватными подушками.  

  При транспортировке  на дальние расстояния перед упаковкой в ящик картина помещается в водонепроницаемый чехол или конверт, края которого заклеиваются. Для изготовления чехлов или конвертов рекомендуется использовать синтетические эластичные материалы. В случае упаковки картин в рамах картина помещается в  чехол или в конверт до вставления в раму. Лицевая сторона картины должна быть защищена от случайного повреждения осколками от лепнины рамы.

 В ящике картина раскрепляется рейками и небольшими брусками для придания неподвижности. Все пустоты в ящике плотно заполняются свёртками из мятой бумаги или кусками пенопласта и поролона, если картина укладывается в ящик в раме.   

  Ящики с произведениями станковой живописи на холстах транспортируются так, чтобы упакованные картины, независимо от способа их укладки (горизонтального или вертикального), обязательно находились в вертикальном положении.  

Источник:  Рыжова Татьяна Владимировна