МАСТЕРСКАЯ УСЛУГИ ФОТОГАЛЕРЕЯ НОВОСТИ ХРОНИКА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ

Общие методические рекомендации по хранению произведений станковой масляной и станковой темперной (иконы) живописи для крымских музеев.(возможны варианты и уточнения для конкретного музея)

Произведения станковой масляной и станковой темперной (иконы) живописи нуждаются в принятых для этих видов искусства условиях хранения при t° 18-20°С и влажности воздуха 55-60%.

 

Для создания оптимальных условий хранения, нужного температурно-влажностного режима, в непредназначенных для этого помещениях следует соблюдать определённые правила.

 

1.Рекомендуется:

  

1.1. Контролировать состояние здания музея и его техническое оборудование. Следить и не допускать скопления  в подвальных помещениях грунтовых вод; попадания в здание атмосферных осадков; проверять исправность водопроводной, отопительной и канализационной систем. В зимнее время заботиться, чтобы как можно меньше тепла выходило из внутренних помещений наружу; летом нельзя допускать перегрева воздуха и повышения температуры.

 

1.2. Системе отопления (водяной) создать автономное регулирование. Когда условия хранения экспонатов нуждаются в круглосуточном поддержании определённых параметров, отопление следует совмещать с системой вентиляции воздуха. Приборы системы отопления следует устанавливать с учётом исключения отрицательного влияния тепловых потоков на сохранность экспонатов.

 

1.3. Отопительная система в музее должна легко регулироваться, во всех помещениях музея в течение одного отопительного сезона должна поддерживаться равномерная температура.  Большое значение для создания нормального режима имеет срок начала и окончания отопительного сезона. Повышение температуры после начала отопления и понижение её после окончания сезона отопления должно идти постепенно, меняясь ежедневно на 1◦С, не превышая допустимых норм. Нельзя допускать перерывов в отоплении; если в помещении музея отсутствует централизованная система отопления, допускается использование бытовых закрытых электрических нагревательных приборов, размещённых  на безопасном расстоянии от произведений живописи и контролируемых подачу тепла.  Отопительная система не может быть предоставлена сама себе, а должна находиться под постоянным наблюдением.

 

1.4. Установить в помещении хранилища принудительную приточно-вытяжную вентиляцию. Вентиляционные  агрегаты в соответствии со способом обработки воздуха, должны оснащаться приборами автоматического регулирования и контроля.

 

1.5. В зданиях различных типов, оснащённых только системами отопления и не имеющих принудительной вентиляции, если нет возможности установить современные увлажнители или осушители, единственным средством воздухообмена является проветривание помещений.

 

1.6. Неправильно организованные, не сообразующиеся с внутренним состоянием микроклимата и наружными погодными условиями проветривания вызывают общие нежелательные изменения значений температуры и относительной влажности, резкие их скачки.

 

1.7. Проветривание осуществляется путём полного или частичного открывания окон или форточек; для уменьшения попадания в залы  загрязнений наружного воздуха, биовредителей и ослабления напора потока воздуха желательно установить в форточках или оконных проёмах марлевые экраны или москитные сетки.

 

1.8. Следует избегать прямого попадания воздушного потока на картины; во избежание сквозняков помещения следует проветривать попеременно. При проветривании нельзя допускать резких скачков температуры и влажности в помещении (это может вызвать, например, образование конденсата влаги). Воздухообмен должен происходить постепенно, параметры воздуха должны изменяться плавно.  

 

1.9. Проветривание должно проводиться при постоянном контроле измерительными приборами. Только по показаниям приборов регулируется проветривание в течение года по периодам.

 

«Холодный период» - проветривания  проводить не следует.

 

«Переходный весенний период»  - цель проветривания: снижение температуры и повышение влажности воздуха помещений. Следует иметь ввиду, что длительные проветривания в этот период ещё опасны.

 

«Тёплый период» -  рекомендуются различные временные сочетания проветривания: здесь надо учитывать географическую ориентацию залов; залы с маленькой площадью остекления; залы, затенённые с улицы деревьями; верандами. Во время проветривания произойдёт повышение температуры и понижение относительной влажности. Летние значения температуры в Крыму, как правило, очень высокие; нужно правильно выбирать часы и длительность проветривания. При повышенных наружных температурах, в случае отсутствия экскурсий, проветривать помещение не следует, но можно его осуществлять в ранние утренние  или в поздние вечерние часы с целью понижения температуры в залах. Во время наплыва экскурсий в залах проветривание можно проводить попеременно с целью обновления воздуха. Основная цель проветривания в «тёплый период»  - максимальное приближение значений температуры и влажности к зоне допустимых параметров.

 

«Переходный осенний период»  - как правило, наиболее благоприятный по условиям хранения. В это время температура воздуха в музейных помещениях или соответствует нормативным требованиям, или чуть ниже; значения относительной влажности часто близки к норме. Поэтому в этот период для проветривания следует выбирать самое тёплое время суток,  снизив при этом его длительность и интенсивность.

 

1.10. После включения системы отопления температура в залах устанавливается в соответствии с заданными параметрами, влажность резко падает. Если невозможно проветривание из-за низких наружных температур, для увлажнения воздуха устраивают естественное испарение воды из открытых сосудов, устанавливаемых возле приборов отопления, а, если возможно, помещают в залах современные приборы увлажнения (вдали от картин, возможно, в центре зала). Нельзя проводить увлажнение путём распыления воды бытовым увлажнителем. Это не даёт положительного длительного эффекта, а способствует кратковременному, часто резкому, скачку относительной влажности.

 

1.11. Осветительные приборы по своему излучению должны находиться в диапазоне между УФ и  ИК зоной излучения и должны быть снабжены защитными матовыми колпаками.

 

1.12. Оборудование хранилища (стеллажи, шкафы) лучше всего сделать металлическими, покрасив их антикоррозийной краской.  Если оборудование имеет деревянные конструкции и поверхности, они должны быть обязательно обработаны антисептическими и противопожарными  средствами. В шкафах для хранения икон на полках необходимо сделать разделительные пазы (оклеив их фланелью или холстом), чтобы экспонаты не касались друг друга.

 

1.13. Стены, потолок хранилища необходимо покрыть антисептическим, противогрибковым средством. При штукатурных, покрасочных работах эти средства рекомендуется добавлять в растворы и краски. Для таких целей не рекомендуется использовать масляные и нитро краски. Периодически (раз в месяц) можно проводить слегка влажную уборку, добавив в воду антисептическое средство.

 

1.14. Контроль за соблюдением правильного температурно-влажностного  режима    осуществляется с помощью измерительных стационарных или переносных приборов: психрометров, гигрометров, теромогигрометров, термогигрографов, люксметров, спектрометров.

 

 

2. Не рекомендуется:

2.1. В помещениях, предназначенных для хранения произведений искусства, не должно находиться водопроводных, канализационных, электрических и газовых коммуникационных систем, во избежание затопления и пожаров.

 

2.2. В хранилищах нежелательны окна. Если таковые имеются и, возможно открываются, они должны обязательно быть снабжены москитной сеткой в два слоя или марлей в три-четыре слоя.

 

2.3. Нельзя очень плотно ставить картины на стеллажах. Между картинами, хранящимися без рам, можно сделать картонные прокладки и располагать их лицом к лицу. Между картинами, хранящимися в объёмных рамах, прокладывают специальные подушечки, сшитые из плюша или холста. В рамах не должно быть торчащих гвоздей, петель.

Источник:  Рыжова Татьяна Владимировна